Гульсина Миниханова
Консультация для воспитателей «Мир на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Алсу» г. Нурлат Республики Татарстан
«Мир на кончиках пальцев»
(консультация для воспитателей)
Воспитатель : Миниханова Г. К.
Нурлат, 2014год
«Мир на кончиках пальцев».
Публикация «Консультация для воспитателей „Мир на кончиках пальцев“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Стало модным развивать малыша с пеленок. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребенком. Это самое благодарное времяпрепровождение.
С раннего детства малышей привлекают всевозможные предметы. Им важно трогать, нанизывать, вынимать, переворачивать, катать и бросать все, что попадется на глаза. В этом возрасте ребенком правит ее величество манипуляция. Манипуляция – это различные действия с предметами, которые помогают маленьким исследователям узнать, изучить их свойства, а вместе с тем постигать и себя. В результате этого важного процесса формируются определенные представления о предметном мире, совершенствуется рука ребенка – один из важных органов, дающий толчок развитию мышления и речи.
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Руки – это своего рода внешний мозг», писал Кант.
К двум годам у ребенка появляется желание все сделать самому, поэтому часто родители слышат: «Я сам». Чем больше ребенку будет предоставлена возможность проявить себя, тем лучше будет развиваться его мозг, стимулироваться развитие речи, творческие способности, фантазия.
Задача педагогов – обеспечить детей первой и второй младших групп всем необходимым для игры – манипуляции, предложить малышам совместную с нами, взрослыми, игру – манипуляцию. Для этого в групповой комнате создается соответствующая предметно-развивающая среда: формы с вкладышами, игрушки для нанизывания, вдевания, разрезные картинки, мозаика, шнуровки, баночки с горлышком различной толщины для вкладывания мелких предметов и т. д. (см. таблицу №1). Занимаясь с ребенком манипуляцией, взрослый обязательно должен проговаривать свои действия и побуждать к этому ребенка. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуку и переутомление.
Простые движения помогают убрать напряжение не только в самих руках, но и расслабить всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Почему это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую работу, самую тонкую работу, - с раннего детства нужно развивать его руку: пальцы и кисть.
В младшем дошкольном возрасте идет активное обучение действиям с предметами, а старшем дошкольном возрасте стоит задача – доведение этих действий до автоматизма. Для этого воспитатель должен планировать работу по развитию мелкой моторики в специально организованной деятельности, совместной деятельности и создавать условия в повседневной деятельности детей.
В старшем дошкольном возрасте появляется больше возможностей для развития мелкой моторики рук. Дети взрослеют, и в совместной деятельности по художественному труду, рисованию, работе с ножницами, самообслуживанию они могут проявить свои способности. Для развития мелкой моторики в повседневной жизни для детей старших групп так же создаются условия в предметно-развивающей среде (см. таблицу №1).
Великолепным инструментом для развития руки и кисти ребенка являются пальчиковые игры. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Эти игры являются хорошими помощниками для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А так как в большинстве пальчиковых игр применяются стишки, потешки, считалки, параллельно развивается и речь ребенка. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться, что пригодится для успешного обучения в школе.
Пальчиковые игры могут применяться при проведении физминуток. В ходе физминутки детям предлагается как бы «сконструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т. д. Такая игровая деятельность вызывает у детей интерес и эмоциональный настрой, что позволяет предельно мобилизовать их внимание.
В старших и подготовительных группах дети под руководством воспитателей в тетрадях в клетку начинают выполнять различные задания: рисуют палочки, дуги, овалы, круги и т. д. Это очень тонкая и сложная для детей работа, то есть идет подготовка руки к письму. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для накопления ребенком двигательного и практического опыт, развития навыков ручной умелости.
Итак, сенсорное развитие, развитие мелкой моторики рук, пальцевой умелости является одной из основных сторон дошкольного воспитания детей.
В помощь воспитателям приводится таблица по оснащению предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук.
Таблица №1.
«Предметно-развивающая среда для развития мелкой моторики».
№
п/п Действия Предметно-развивающая среда и приемы обучения в младшем возрасте Предметно-развивающая среда и приемы обучения в старшем возрасте
1 Ощупывать,
трогать Пособия с покрытием из материалов разной фактуры (например, ладошки, цветочки, покрытие мехом, фланелью и т. д.) Образцы различных материалов
2 Закручивать,
вывинчивать Пластмассовые бутылочки с закручивающимися крышками, крупный пластмассовый конструктор с гайками Пластмассовый и металлический конструктор
3 Надевать,
нанизывать,
вдевать Пирамидки различные, цветные шнуры и палочки для нанизывания цветных колечек и шариков, крупные бусы, шнуровки, крупный материал для конструирования Мелкие бусы различной формы, нитки для вдевания в иголку, цветные полоски для плетения, шнуровки, природный материал для конструирования и художественного труда, материал для вышивания, составления панно из ниток
4 Переворачивать,
опрокидывать Баночки, коробочки, формочки, пирамидки различной формы, формочки для игр с песком Материал для игр с песком, водой, различные виды конструктора
5 Вталкивать,
вынимать,
пересыпать Бутылочки, баночки с горлышком разной ширины, мелкие предметы, семена для пересыпания, крупная мозаика Мелкая мозаика, природный материал для художественного труда и конструирования, материал для игр с песком и водой
6 Вкладывать,
складывать,
выкладывать,
накладывать
Материал для аппликации, коробочки разной величины для вкладывания друг в друга, книжки-ширмы, геометрические фигуры для накладывания и вкладывания, развивающие игры Дьенеша, палочки Кюизенера, счетный материал, разрезные картинки, кубики, матрешки Различный материал для аппликации и конструирования из бумаги и ткани, лото, домино, пазлы, развивающие игры Дьенеша, Воскобовича, Михайловой, палочки Кюизенера, счетный материал
7 Катать,
бросать Шарики, мячики разных размеров и цветов, ворота, дуги, мишени Различные мишени, дуги, мячи разных размеров и веса, спортивные игры (теннис, бадминтон, серсо)
8 Работа ножницами Материал для аппликации и ручного труда
9 Разрывание бумаги Игровые задания для разрывания бумаги (например, «покормим курочек зернышками») Бумага для аппликации способом обрывания
10 Лепка Глина, пластилин Глина, пластилин, цветное тесто.