Наталия Пимашова
Консультация для воспитателей «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Ранний возраст – это самоценный возрастной этап развития ребенка. Именно в этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого и ребенка, оно становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, речевых форм коммуникации. Становление речевой активности происходит в возрасте : от 1 года до 5 лет. В этот период нужно научить ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речь. От 1 года до 3 лет – это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным в этот период является овладение речью, она становится основой для развития ребенка. Дошкольный возраст – это расцвет речевой активности ребенка, усвоение дошкольником норм и правил родного языка. Важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждения речевых нарушений. Реальную помощь ребенку могут дать только те, кто рядом с ним. Используя методы и приемы для стимуляции речевой активности и общения:
- способность к подражанию действий взрослого, сверстников;
- речевое дыхание, артикуляция;
- внутренний и внешний лексикон общения;
- навыки грамматических высказываний;
- профилактика вторичных нарушений.
Формой организации детей могут быть как занятия, так и повседневная жизнь детей. К наглядным методам можно отнести : наблюдение за кошкой, собакой, птицей; экскурсии на участок, огород, спортивную площадку; рассматривание игрушек, картинок, предметов различных.
Практические методы – это дидактические игры, пальчиковые игры, хороводные игры; игры-драматизации, инсценировки; игры-сюрпризы, игры с правилами.
Чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности – это словесные методы.
Перечислим приемы стимулирования речевой активности детей младшего возраста :
1. Диалог –образец (Что я взяла? – чашку. Что это такое? –чашка. Что поставила)
2. Разговор с самим собой (Где платье? Вот платье)
3. Параллельный разговор (Мы подсказываем ребенку слова, которые он начнет использовать самостоятельно)
4. Провокация (ребенок показывает на полку, где лежат игрушки. Но мы даем ему не ту игрушку. Стимулируем ребенка назвать игрушку какую он хочет)
5. Распространение (дополняем ребенка, но не заставляем его повторять)
6. Использование малых фольклорных форм
7. Звукоподражание ( использование картинок на звукоподражание: чух-чух)
8. Выбор (тебе яблоко целиком или половинку)
9. Упражнения речевого дыхания (сдуй снежинку, задуй свечу)
10. Поручения (просите принести предмет, который ребенку сложно взять)
11. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование и т. д.)
12. Замещение (представить себя самолетом, кошкой, мишкой идр.)
13. Музыкальные игры (шумовые инструменты, игры)
14. Игры с пальчиками (мелкая моторика)
15. Пескотерапия (игры с песком)
16. Игровые приемы. (Чей домик? Детеныши животных. Большой –маленький.)
Во многом речевая деятельность детей зависит от того, как устроена предметно-развивающая среда его жизни, какие игрушки, книги, иллюстрации, пособия, оборудование, доступны ли они для самостоятельной деятельности. Маленькие дети познают мир, с помощью органов чувств. Именно поэтому ему необходимо: набор картинок с изображением животных, птиц, фруктов, овощей, посуды, одежды, мебели; наборы парных картинок для сравнения; разрезные картинки; сюжетные картинки; дидактические игры – лото, домино, мозаика, кубики; звучащие игрушки; уголок ряжения с зеркалом. Но самое главное, необходимо, как можно больше общаться со своим ребенком и тогда речь ребенка вас будет только радовать!