Ольга Телегина
Консультация для воспитателей «Методика работы по развитию связной речи детей средствами русской народной сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Методику работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок строю с учетом выявленных, на начальном этапе работе, особенностей восприятия детьми дошкольного возраста русских народных сказок и их умений составлять связные высказывания. Выявленные особенности позволили отобрать содержание, средства, формы педагогической работы, методические приемы не только с учетом актуальных и потенциальных возможностей детей, их интересов и потребностей, но и ориентируясь на перспективные задачи речевого развития.
Публикация «Консультация для воспитателей „Методика работы по развитию связной речи детей средствами русской народной сказки“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Работа предполагает решение следующих задач:
1) формирование умений выделять жанровые особенности русских народных сказок;
2) учить детей связно, выразительно пересказывать отрывки из сказки, используя графические символы;
3) использовать разнообразие лексических средств, воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам, совершенствовать интонационную выразительность речи.
При обучении ребенка правильной и красивой речи решались также следующие задачи: активизировать пассивный и активный словари, создающие возможность для развития у дошкольников умения связных высказываний; совершенствовать фонетическую, лексическую, грамматическую, синтаксическую стороны речевого развития; развить образную речь, детскую фантазию и воображение.
Для решения выдвинутых задач использую комплекс мероприятий, который включает: чтение русских народных сказок, художественно-продуктивную деятельность, показ театра, дидактические игры и упражнения.
Считаю необходимым проведение занятий как формы обучения, значение которой подчеркивалось К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Именно на них можно ставить и целенаправленно решать определенные задачи речевого развития детей. Однако, чтобы эти занятия не были похожи на школьные уроки, они проводятся с учетом интереса ребят. На этих занятиях взрослый выступает как партнер по общению, организовываю деятельность детей, но вступаю в общение с позиции «наравне с ребенком», а не «над ним»; деятельность на этих занятиях строго не регламентировалась, дети участвовали в ней по желанию, могли уйти, если неинтересно. применяю косвенные приемы обучения, игровую мотивацию.
На занятии по развитию речи учу детей связно, выразительно пересказывать отрывки из сказки, используя графические символы, геометрические фигуры, опорные картинки, кукольный театр Би-ба-бо.
Дети пересказывают сказку по предложению педагога. После пересказывания детям также предлагались разнообразные игровые задания, способствующие запоминанию текста, например,
1. «Разрезные кубики»;
Обращали внимание детей на использование разнообразных средств образности.
Для работы над определениями, эпитетами использовали вопросы типа «скажи, какой? Как еще можно сказать о?
Считаю, что работа по развитию связной речи не может ограничиваться только проведением организованной образовательной деятельности. Эта деятельность может быть успешной и в процессе повседневной жизни. В связи с этим в повседневной жизни планируем рассматривание репродукции картин, проводить викторины, инсценировки.
Активизация образных средств, усвоенных детьми в процессе ознакомления с художественной литературой, происходит в процессе проведения дидактических игр и упражнений.
Дидактические игры проводили в организованной образовательной деятельности, а также в свободное время, на прогулке. Участие в инсценировке по сказке «Волк и козлята», показ сказки «Колобок» для младшей группы помогло детям запомнить содержание сказки, побуждало к участию в рассказывании, развивало интонационную выразительность речи.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена программой детского сада. Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребенком. Чтобы достичь хороших результатов, проводятся консультации для родителей. Ведь когда мама или папа читает ребёнку сказку, объединяются два мира: мир взрослого и мир ребёнка в волшебном сказочном пространстве. Сказка является прекрасным средством семейного общения и развития ребёнка. В процессе чтения или придумывания сказки устанавливаются доверительные отношения, развивается речь ребёнка и его фантазия, происходит знакомство с окружающим миром, ребёнок учится общаться, а взрослые вспоминают своё детство.