Любовь Корепова
Консультация для воспитателей «Методика ознакомления старших дошкольников с произведениями вологодских писателей» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Часть 1. В соответствии с ФГОС региональный компонент занимает в программе большой раздел. Поэтому считаю актуальным вопрос об ознакомлении дошкольников с поэтами и писателями родного края. Данная консультация дает представление о методике знакомства старших дошкольников с поэтами и писателями родного края. Думаю, что она будет полезна не только вологжанам, но пользователям из других регионов.
Публикация «Консультация для воспитателей „Методика ознакомления старших дошкольников с произведениями вологодских писателей“ (часть 1)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Дети дошкольного возраста еще не задумываются о таких понятиях, как Родина, Отечество, гражданин, национальные корни, родная земля. Им сложно понять и представить, что значит быть гражданином Отечества, свято чтить его вековую историю, уважать национальные традиции, беречь памятники культуры. Однако с помощью произведений русского народного творчества, посвященных Родине, ребенок может узнать, что чувство любви к ней свойственно всем людям, что ценится и почитается всеми.
Художественное слово помогает ребенку постигать главные ценности человеческого бытия: семья, труд, Отечество, родная природа. Произведения детской литературы помогают довести до сознания ребенка такие понятия, как честность, ответственность, уважение к себе и людям, любовь к знаниям, труду, чувство долга перед отцом и матерью. Поэтические произведения лучше любого объяснения помогут формировать у детей добрый и заботливый взгляд на свою Родину.
Региональный компонент содержания дошкольного образования определяет систему воспитательно-образовательной деятельности в дошкольных учреждениях Вологодской области по формированию у детей знаний о родном крае, его особенностях, достопримечательностях, о знаменитых людях прошлого и настоящего.
Произведения поэтов-вологжан способны обогатить детей впечатлениями, воспитать интерес и любовь к литературе, родному слову, развить речь, расширить представления о животном и растительном мире, воспитать доброту, отзывчивость, нести с собой колорит народной речи, много образных выражений, сравнений, эмоциональной и поэтической лексики.
Творческие проявления, художественные манеры поэтов Русского Севера всегда индивидуальны. Каждый по-своему видит людей, у каждого свои представления о прошлом и современности. Но в одном они близки – все несут любовь к этой суровой, трудной земле.
Литературные произведения В. И. Белова, О. А. Фокиной, А. Я. Яшина, С. В. Викулова, Н. М. Рубцова, Т. Л. Петуховой, С. С. Орлова, Т. В. Гогулиной и других проникнуты духом лучших образцов народного творчества и классики и в то же время понятны детям-дошкольникам.
В старшем дошкольном возрасте дети уже имеют некоторый опыт восприятия образов живой природы, им понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции.
В результате целенаправленной работы дети самостоятельно накапливают чувственный опыт, на основе которого сопоставляют несложные поэтические и художественные образы. Живое наблюдение природы способствует восприятию ее в стихах. Рассматривание иллюстраций, картин о природе конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным. Знакомясь одновременно с иллюстрацией и поэтическим произведением, ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и воспроизводит это в своих рисунках.
Под влиянием систематического обучения восприятию текста чувства детей усложняются: они начинают распознавать эстетические качества самого художественного образа, проникаться настроением произведения, что способствует развитию их нравственных качеств, в частности, любви к малой Родине.
Знакомя детей с творчеством вологодских писателей и поэтов, нужно предусматривать следующее:
– формируя у детей интерес к детской книге, необходимо следить за выбором книг. Пусть Ваши беседы о книгах будут всегда желанными, интересными, ожидаемыми, помните, что чтение – это праздник для всех;
– учите понимать прочитанное;
– сложность содержания поэтических и литературных произведений должна нарастать постепенно;
– экскурсии на природу с детьми также могут сопровождаться отрывками (словами) из стихотворений поэтов-вологжан;
– способствуйте развитию впечатлений, полученных от знакомства с литературными произведениями (в рисовании, игре, беседах со взрослыми, сверстниками и т. д.);
– проводите специальные праздники поэзии, читайте стихи детям и слушайте стихотворения в их исполнении;
– помните, что чтение стихотворений требует работы над выразительностью речи, ее звуковым оформлением;
– руководить слушанием и заучиванием произведений и стихов нужно тонко и деликатно, чтобы не отвратить от чтения;
– при заучивании стихотворений не рекомендуется прибегать к помощи родителей, родители хороши в роли благодарных слушателей;
– выбирая книги авторов-земляков для детей своей возрастной группы, ориентируйтесь на региональное содержание дошкольного образования, уровень развития детей.
Книги вологодских поэтов, которые выбираем для детей дошкольного возраста, должны гармонично и всесторонне развивать их. Близкая возрасту тематика, простота и доступность словесных образов, доступность языка и соответствие содержания литературного произведения интересам детей – вот те критерии, согласно которым проводится отбор для чтения литературных произведений или их заучивания с детьми.
Предлагаемые произведения должны быть несколько выше уровня развития детей, чтобы стимулировать их рост. Ребенку интересно не только тогда, когда легко, но и тогда, когда он преодолевает трудности, радуясь своим силам и успехам.
Нельзя необоснованно завышать уровень понимания содержания произведений, важнее, чтобы детям была доступна основная идея произведения и во имя чего оно создавалось. Недоступным можно считать произведение, когда детям невозможно объяснить его смысл. Стихи должны быть близки детям по тематике, содержанию, языку; легки для воплощения, важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями; информация, заложенная в поэтических строчках, должна формировать в сознании человека яркие, зримые, конкретные образы.
Основными задачами ознакомления старших дошкольников с произведениями вологодских поэтов и писателей определены следующие:
– воспитывать у детей патриотические и гражданские чувства, любовь к своей малой Родине;
– развивать познавательную активность, творческие способности у детей дошкольного возраста на материале близком, доступном, значимом для истории края;
– совершенствовать врожденные навыки слушателя: улучшать слуховую память, сохранять внимание при слушании литературных произведений;
– развивать у детей интерес к слушанию и заучиванию поэтических произведений;
– учить ребенка эмоционально воспринимать содержание художественных произведений;
– вызывать сочувствие к положительным героям и негативное отношение к отрицательным;
– развивать эмоциональный слух и отзывчивость ребенка на литературное слово, интонации, образы, включая веселые, забавные, сказочные.
Знакомство дошкольников с творчеством писателей и поэтов Вологодской области должно осуществляться в определенной системе. Наблюдения показывают, что дети охотно откликаются на стремление воспитателя ближе познакомить их с любимым автором. В старших группах целесообразно выделять специальное время для данной деятельности. Формы работы с детьми могут быть различными: это занятия по чтению произведений, заучивание стихов; рассказ, беседа о творчестве поэтов и писателей-земляков; непосредственное восприятие стихов в исполнении воспитателей; слушание фонозаписи инсценировок в исполнении мастеров слова; игры, драматизации, импровизации детей; самодеятельные игры по сюжетам понравившихся литературных произведений (сюжетно-ролевые, режиссерские).
Особое внимание следует уделить рассказу воспитателя о жизни и творчестве писателей и поэтов Вологодчины. Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, развивать читательскую культуру ребенка-дошкольника.
При подготовке к рассказам педагогу необходимо соблюдать определенные требования:
– факты из жизни писателей и поэтов должны быть точными, научными и известными в литературоведении;
– для того чтобы рассказ был доступен ребенку, необходимо использовать его личный опыт и опираться на имеющиеся у него знания, а также использовать наглядный материал, подготовленный заранее (портреты, фотографии, репродукции, выставки книг, иллюстрации к произведениям и т. д.);
– изложение материала должно быть образным, интересным; для этого нужно использовать опубликованные рассказы о писателях, написанные специально для детей, воспоминания современников и другое, но не следует приводить даты;
– содержание рассказа близко детским интересам, в нем могут найти отражение сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, годах учения, отношении писателя к детям;
– в рассказ следует включать вопросы для активизации ребенка, выявляющие знания о писателях и поэтах, их творчестве, памятных местах;
– важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя. Личное отношение создает нужную тональность, которая сблизит рассказчика со слушателями. Если воспитатель сможет ярко рассказать о своем отношении к писателю, о первой встрече с его книгами, это будет ничем не заменимым творческим началом в подобном виде работы с детьми.
После рассказа воспитателя возможна интересная совместная деятельность с детьми и родителями: чтение книг в детском саду и дома, прослушивание грамзаписей, сбор иллюстративного материала и составление альбома, экскурсии к памятным местам, творчество детей по мотивам прочитанных произведений (лепка, аппликация, рисование, инсценирование и т. д., посещение выставки, театра, просмотр кинофильмов, организация развлечений.