Евгения Пыцкая
Консультация для воспитателей «Лего-конструирование в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время очень трудно детей заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать.
Одним из таких современных методов считается совместная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционную деятельность – лего - конструирование.
Публикация «Консультация для воспитателей „Лего-конструирование в ДОУ“» размещена в разделах
- Конструирование. Методические разработки
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лего, LEGO. Консультации и рекомендации
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов.
Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
Лего - технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:
• Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
• Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
• Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
• Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.
Задачи Лего-методики
Младший дошкольный возраст (2–4 года):
• учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
• знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
• создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
• пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая, широкая (узкая) дорожка синего цвета;
• развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.
Средний дошкольный возраст (4–5 лет):
• формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
• учить конструированию с использованием Лего-карточек;
• запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.
Старшая и подготовительная группы:
• стимулировать детское техническое творчество;
• обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
• формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
• познакомить с основами компьютерного моделирования.
Особенности практического использования с учётом возраста детей:
• С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
• С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
• В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.
Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора
В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:
• Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия.
• Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность
• Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.
• Дидактическая игра. Пример упражнений, направленных на усвоение сенсорных и пространственных понятий с помощью Лего-технологии:
o «Найди деталь, как у меня»;
o «Построй с закрытыми глазами»;
o «Найди такую же постройку, как на карточке»;
o «Разложи по цвету»;
o «Собери фигурку по памяти» (из 4–6 деталей).
• Задание по образцу, сопровождаемое показом и пояснениями педагога.
• Конструирование с использованием технологических карт и инструкций. Предложить детям работу по схемам можно в игровой форме.
• Творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели. Такие занятия практикуются в работе со старшими дошкольниками, которые уже освоили основные приёмы, и им можно предложить работу по картинкам, фотографиям с изображением объекта на любимую тему.
Нельзя не упомянуть такую форму работы по легоконструированию, как взаимодействие с родителями.
Формы взаимодействия с родителями:
• открытые мероприятия;
• выставки совместных работ;
• участие в интернет-конкурсах;
• игротеки;
• оформление материала по данной теме на стенде, в буклетах;
• консультации;
• пополнение ЛЕГО-уголков в группах.
Лего — это не просто забавная игрушка, это прекрасный инструмент, способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрытию его личностных особенностей, проявлению творческого потенциала и реализации возможностей. Разнообразные занятия с применением Лего-технологии предоставляют реальный шанс каждому малышу развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия со сверстниками, а педагогам увлечь ребят техническим творчеством. Созидательная игра поможет глубже понять ребёнка, следовательно, выработать эффективное средство для решения проблем как ребёнка, так и педагога.