Татьяна Белоусова
Консультация для воспитателей «Культура поведения за столом»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Белоусова Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 15, п. Южный
Описание материала: предлагаю вам консультацию для воспитателей из опыта работы, по теме: «Культура поведения за столом». Данный материал будет полезен воспитателям в детских садах.
Публикация «Консультация для воспитателей „Культура поведения за столом“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Культура поведения для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
В России отношение к поведению за столом изменилось лишь со времён реформ Пётра первого. По его указу Российской академией наук была создана книга «Юности чистое зерцало», или «Показание к житейскому обхождению». Пётр 1 стремился привить русскому народу европейскую культуру. Целая глава в книге посвящена поведению за столом.
Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучать детей сервировке стола и культурно гигиеническим навыкам приёма пищи.
Обучение правилам этикета начинается с 3-х летнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе. В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи.
Задачи:
1. Продолжать учить сохранять правильную позу во время еды.
2. Совершенствовать умения пользоваться ложкой, вилкой, бумажной салфеткой.
3. Учить способам общения за столом, демонстрировать специальные речевые формы («подайте пожалуйста», «будьте добры, передайте», «спасибо».)
4. Знакомить с тем, что, как и чем едят (печенье, конфеты, ягоды, фрукты из компота, омлет).
5. Формировать эстетическое отношение к сервировке стола, украшать стол (вазочки с цветами, разные виды салфеток).
В начале учебного года, для того чтобы ребята быстрее усваивали способы сервировки и последовательность действий в нашей группе мы используем следующее стихотворение:
Мы дежурные сегодня.
Станем няне помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнём скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола-
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хоровод
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки, и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
Каждый дежурный накрывает стол, за которым сидит сам. Обучая детей сервировать стол, мы проводим дидактические игры, такие как «Накроем кукле стол», «Мишка – именинник ждёт гостей», «Что сначала, что потом».
Все мы знаем основные правила поведения за столом :
- не кричать,
- не разговаривать,
- не вертеться,
- не сорить,
- не пачкаться,
- не садиться за стол с грязными руками,
- не оставлять еду в тарелке и ещё много всяких «не».
Ребёнку трудно выполнить все эти требования. Не следует перечислять правила. Мы постепенно, в игровой и шутливой, доброжелательной форме доносим до сознания детей. В нашей группе на занятиях по этикету мы прочитали главу «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино» из книги А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая рассказывает о вежливости и соблюдения этикета за столом. С детьми проводим индивидуальную работу по культурно – гигиеническим навыкам, самообслуживанию, проводим дидактические игры: «Водичка, водичка, умой моё личико» (Артёмова стр. 14, «Принимайся обедать» (Артёмова стр. 17, «Всё готово для ребят» (Артёмова стр. 18).
Во время еды сидя за столом, продолжаем напоминать детям, что спинку надо держать прямо, локти слегка прижать к туловищу, запястьями коснуться каря стола, голову слегка наклонить, ноги поставить вместе, к столу вплотную не придвигаться; за стол надо садиться в опрятном виде, с чисто вымытыми руками. Так же используем художественное слово:
На того, кто ест опрятно, Моем руки дружно
И смотреть всегда приятно, Нам обедать нужно.
Мы едим всегда красиво,
После скажем всем «спасибо».
За каждым приёмом пищи напоминаем детям, как пользоваться столовыми приборами. Ложку держать в правой руке. Подносить ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливать в рот; вилку можно держать и в правой и в левой руке; в правой – когда стол сервирован только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом; бумажной салфеткой пользоваться один раз, при необходимости брать другую, а использованную, вытерев рот, слегка скомкать, класть под край тарелки. Горячий суп не прихлёбывть и не дуть на него, подождать, когда он остынет. Тарелку наклонять от себя, чтобы капельки супа не капали на стол или одежду, вести ложку в тарелке не к себе а от себя. Тогда капли упадут в тарелку. Во время еды не кладём ложку на стол : она либо в руке, либо в тарелке. Напоминаем как кушать хлеб. Кусок хлеба брать из хлебницы рукой, стараясь не касаться других кусков, и кладём на свою тарелку. Из – за стола выходим не спеша.
Для закрепления правил поведения за столом, на занятиях по этикету с детьми играем в игру «Закончи фразу».
- есть и пить надо… (беззвучно и аккуратно, не оставляя на скатерти следов пищи;
- не склоняться низко… (над тарелкой, лишь слегка наклонить… (голову);
- на столе лежат только кисти рук, локти на стол… (не ставим);
- за столом нельзя говорить… (громко или с полным ртом);
- если во рту пища, воду… (не пьют);
- всегда благодарить за угощение, добрыми словами… («спасибо, очень вкусно!»).
Проводим работу с родителями. Мы помещаем в родительском уголке консультации : как ест ребёнок; поведение за столом; привитие культурно – гигиенических навыков; воспитание у детей навыков самообслуживания.
Детям трудно заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, сложно в короткий срок усвоить нужные привычки. Только терпение воспитателей, родителей, их похвала и уверенность в способностях детей приведут к хорошим результатам в освоении правил столового этикета.