Надежда Власова
Консультация для воспитателей «Куклотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
В старину, прежде чем начать делать куклу, выполняли свой ритуал: наводили в доме порядок, надевали чистую одежду, читали молитвы. Считалось, что куклу сможет сделать только добрый человек. Плохой сделать не сможет - у него не хватит терпения. «Когда творишь куклу – душа отдыхает, кукла меня лечит» - так говорили мастерицы, изготавливая куклу.
Так что же такое куклотерапия? Отвечая на этот вопрос можно сказать: «Это праздничная, волшебная психотерапия».
Публикация «Консультация для воспитателей „Куклотерапия“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Куклотерапия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Куклотерапия – лечит. Изготавливая куклу, мастерицы испытывают прилив сил и радости, когда заканчивают работать над своей куклой. Эта кукла становится их талисманом, помощником, кукла радует.
Есть еще один способ исцеления через куклотерапию. Если человек болен, устал, у него депрессия, что-то накипело на душе, то человек может изготовить куклу, которая будет олицетворять эту его боль. Эта кукла будет «плохой» куклой, и человек постарается ее уничтожить ее после того, как это что-то покинет его вместе с последним стежком. Психотерапевты говорят: чтобы в Вашу жизнь пришло что-то новое, старое должно уйти, зажить своей жизнью. Но куда уйдет старое? Чтобы «отпустить» старое, мы должны дать ему его собственную самостоятельную жизнь в теле куклы.
Сейчас куклотерапия – это эффективный метод работы с детьми по формированию психологического здоровья. Цель куклотерапии - помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Показания для применения метода «Куклотерапии» :
- различные отклонения в развитии речи;
- эмоциональная неуравновешенность;
- неадекватная самооценка;
- тревожность, страхи;
- проблемы в общении.
Мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с задачами педагога.
В качестве основного приема воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ейс радостью свои лучшие чувства, эабывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.
Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».
Функции, которые выполняет куклотерапия :
- коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
- релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
- воспитательную - психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
-
Развивающую - развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.)моторики;
- Обучающую – обогащение информаций об окружающем мире.
Развивающие занятия по куклотерапии ставят перед собой цель: создание условий для успешной адаптации ребенка, к работе в коллективе, для развития его личности.
Развивающие – воспитательные задачи :
1. Развитие познавательной сферы ребенка.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
3. Формирование коммуникативных навыков.
4. Обогащение представления об окружающем мире.
5. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
6. Активизация и развитие речи.
7. Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Занятия куклотерапией имеют свою структуру:
1. Начало занятия включает: ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя на занятие
2. Разминка. Ее задача сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» интерес и привлечь внимание ребенка к совместному творчеству, настроить детей на активную работу в партнерстве.
3. Основная часть. В основную часть занятия вхотит импровизация на тему какой-либо сказки
4. Заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей.
5. Окончание занятия – своеобразное подведение итогов, разбор того, что было усвоено на занятии.
Занятия могут проводится индивидуальные и групповые.
Время занятий – 25 минут.
Цель занятия: развитие психологического здоровья детей.
Задачи:
1. Обучить детей изготавливать традиционную народную куклу.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие мышления, памяти, воображения, речи.
4. Воспитание чувства благодарности к родителям.
5. Воспитание доброжелательности, уважения к другим людям.
6. Развитие чувства сплоченности, доверия.
7. Повышение самооценки.
8. Снятие тревожности.
Используемое оборудование: Слайдовая презентация. Проектор, компьютер, проигрыватель с записью музыки, сундучок, кукла, подносы с материалом для занятия.
-Что же даёт куклотерапия?
• это тренинг, раскрепощающий застенчивых и аутичных,
• это лучший способ проиграть и проработать конфликтные ситуации в семье и не только в ней,
• это формулирование и «отрепетирование» сценариев, образов своего желаемого будущего,
• это тренинг по умению «держать себя в руках» (навык саморегуляции,
• тренинг по вырабатыванию навыков адекватного выражения собственных чувств.
И наконец:
изготовление и вождение кукол даёт нам всем (и детям и взрослым) следующее:
• «Мануальный интеллект» (развивает мелкую моторику руки и пластику кисти,
• развивает способности к образному мышлению,
• учит концентрировать внимание,
И самое главное
• развивает очень редкое и обязательное для Художника умение: выражать характер малыми средствами! Всякаякуклотерапия проходит в три этапа:
Первый этап - Изготовление (пошив) куклы
Второй этап - Обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством тренера-ведущего, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились», церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой.
Третий этап - собственно, сказкотерапия с помощью кукол. Постановка мини-спектакля, рассказывание сказки с помощью куклы, выполнение сложных сюжетных заданий ведущего с помощью кукол и т. п. Кукольный театр.
Какой же процесс считается самым важным здесь, в куклотерапии?
Может быть, Вы удивитесь - но самый важный этап куклотерапии - это первый этап.
Ибо нет ничего важнее самого процесса изготовления куклы - этого процесса творения НОВОЙ ЖИЗНИ, пусть и СКАЗОЧНОЙ.