Оксана Баженова
Консультация для воспитателей «Развивающие игры на участке»
▼ Скачать + Заказать документы
Как уже известно, развивающие игры – это одно из средств воспитания детей дошкольного возраста. Играя, ребенок познает мир вокруг себя – изучает цвет, форму, пространственные и числовые отношения между предметами.
В современной педагогике существует немалое количество игр для детей, которые способны развить сенсорные, двигательные и интеллектуальные способности ребенка.
Лучше всего проводить развивающие игры в детском саду в группе детей, так как коллективные занятия помогут развить в ребенке способности к взаимодействию с людьми и коллективный дух.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развивающие игры на участке“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Темочки
Игры для дошкольников делятся на:
• Настолько - печатные (лото, домино, шахматы, настольные игры и т. д.)
• словесные (считалки, скороговорки, потешки и т. д.)
• творческие (волшебный экран, творческие наборы, картинки)
• подвижные
Влияют:
• на развитие речи
• на развитие мышления
• на развитие памяти, внимательности, умения сосредотачиваться на проблеме
• на развитие воображения
Развивающие игры не должны занимать больше, чем один час в день для старшего дошкольного возраста (5–6 лет, в младшем же (до 4 лет) еще меньше – где-то пол часа. Чем младше ребенок, тем слабее его способность концентрировать внимание, а значит меньше времени он может заниматься одним видом работы.
Занятие с малышом должно продолжаться до десяти минут, после чего нужно кардинально поменять род деятельности.
Обязательно прекращайте занятие чуть раньше, чем оно надоест малышу. У дошкольника пока не сформировано произвольное внимание. Он сможет эффективно заниматься только тем, что ему будет интересно.
Основные принципы развивающих игр : совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.
Используются игры и дидактические задания, которые учитывают следующие особенности умственного развития :
1) Все познавательные процессы взаимосвязаны, часто их трудно отделить друг от друга, поэтому материал в играх и заданиях многозначен, ассоциативен. Он используется для развития памяти и восприятия, и мышления, и воображения, и связной речи.
2) В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). В этот период складывается и вторая сигнальная система – речь. Очень важно добиться взаимодействия первой и второй сигнальных систем, образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове.
Летом игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, простор лесов и полей, солнце, тепло, пребывание на воздухе — все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала: песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т. д. — способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного детьми сюжета.
Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее, некоторые игры появляются неожиданно как отклик на яркие новые впечатления. Все это требует от воспитателя гибкости, оперативности и находчивости в руководстве игрой.
Особенно важно летом использовать игру для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценного развития ребенка.
На групповых участках создаются условия для всех видов игр. Размещая на участке различные сооружения и приспособления для игр, необходимо оставить просторную площадку для свободной двигательной деятельности детей и их игр с моторными игрушками.
Для подвижных игр, игр спортивного характера, которые летом занимают большое место в детской деятельности, необходимы хорошо утрамбованная просторная площадка, круговые дорожки. С большим удовольствием играют дети в сюжетно-ролевые игры в уютных, обвитых зеленью беседках, под навесами, в сборно-разборных открытых домиках, расположенных в разных местах участка. Игрушки, которые используют дети в своих играх, должны находиться рядом с местом игры.
Особые игры – соревновательные, в которых самое главное для ребенка – выигрыш и успех. Именно в таких играх дошкольники учатся достигать определенной цели.
В общем, развивающие игры для детей помогут им овладеть навыками, которые очень пригодятся им в школе.
Один из важных навыков, который нужно освоить малышу перед школой – умение логически мыслить, нормально сопоставлять частное и общее, выстраивать причинные связи. Для этого существует масса игр, с помощью которых кроха без проблем овладеет навыками логического мышления.
Развивающие игры не только помогут ребенку научиться мыслить, но и дадут представление про окружающий мир, будут способствовать дальнейшему развитию речи. Лучшее развитие пространственного мышления стимулируют головоломки.