Рожкова
Консультация для воспитателей «На участке зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
«На участке зимой»
Наступила зима. На участках дошкольных учреждений создаются условия для игр детей. Заранее планируется расположение снежных построек для обеспечения двигательной активности детей, их трудовой деятельности, наблюдения за природой. В ряде дошкольных учреждений объявляется конкурс на лучший план зимнего участка.
Публикация «Консультация для воспитателей „На участке зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Темочки
Для работы со снегом детям всех возрастов потребуются варежки из непромокаемой ткани типа болонья или обшитые этой тканью старые, а также деревянные лопатки. Для младших дошкольников размер лотка лопаты 20X20 см, длина черенка 55—60 см. Для старших дошкольников размер лотка 25X25 см, длина черенка 65—70 см. Необходимо иметь и ящики на полозьях для перевозки снега, трабовки для его уплотнения, ведерки, совки, формочки для изготовления снежных пирожков и тортов, печатки для получения фигурных оттисков на снегу.
Детям старшего дошкольного возраста нужны будут полиэтиленовые тазы разных размеров для формовки снега и приготовления «снежного теста», ведра емкостью 2,5 л, лейки емкостью 2 л, ящики и рамки для изготовления снежных кирпичей; формочки разного вида и размера для украшения построек деталями из сырого снега и изготовления цветных ледяных фонариков, цветов. Хорошо иметь короба крупных размеров, отрезки пластмассовых труб большого диаметра для формовки снежных деталей, планки, доски, рейки для перекрытий и каркасов при лепке снежных фигур, дощечки, пластмассовые лопатки и совки разных размеров для вырезания мелких деталей в снежных фигурах.
Вторая группа раннего возраста
Педагоги знакомят малышей со свойствами снега (холодный, белый, тает, учат правильным навыкам обращения с лопатками, приучают помогать взрослым в уборке снега, в сооружении не слож-ных построек, воспитывают самостоятельность, формируют элементы коллективных действий.
На участке постройки сооружают воспитатели, а малыши помогают им. Не следует подключать ребят к работе над сложными сооружениями, требующей длительного времени. В таких случаях детей приобщают к совместным со взрослыми действиям ненадолго, на время завершения строительства.
Процесс работы воспитатель объясняет, показывает то, что делает. Например, воспитатель сгребает снег в кучу с определенного участка и говорит : «Смотрите, сколько зверюшек сидят на скамеечке, они замерзли, им нужен большой домик — теремок. Но у меня мало снега — вот какая маленькая куч-ка. Помогите мне, пожалуйста, сгрести снег! Из него я построю теремок».
К работе педагог приобщает 5—6 детей. Можно предложить малышам взять ведерки, лопатки и показать им, откуда можно принести снег. При этом воспитатель помогает детям советом, действиями. Ребята вместе с ним несут снег к будущей постройке. Педагог берет совок и делает в снежном сугробе несколько углублений. Поясняет: «Это будут у теремка окошечки. Ну вот и готов наш теремок, возьми-те зверей и посадите их так, чтобы они смотрели на нас из окошек».
После этого постройка обыгрывается.
Таким же образом можно приобщить малышей к сооружению загородок для игрушек, мебели для кукол, снежной клумбы. Особенно впечатляющим игровым моментом является для малышей украшение клумбы, вазы из снега ледяными цветами. Цветная вода разливается в формочки, в них вставляются палочки или ветки, которые вмораживаются в образовавшийся лед. Если взяться за ветку и опустить формочку в ведро с теплой водой, то формочка тут же отпадает и получится ледяной цветок на ножке. Малышам нравится наблюдать этот процесс, особенно когда воспитатель вручает ребенку яркий, прозрачный, искрящийся на солнце цветок и предлагает самому посадить его.
Педагоги лепят в присутствии детей несложные снежные фигуры: зайчика, мишку, котика и др. После этого водят с детьми хороводы вокруг них.
Младшая группа
Педагог развивает у детей желание трудиться, формирует самостоятельность, стремление достигнуть результата, воспитывает дружеские взаимоотношения, приучает по собственной инициативе при-ходить на помощь взрослым, сверстникам.
В этом возрасте внимание ребят становится более устойчивым, движения — более координированными. Они уже в состоянии преодолевать некоторые мышечные и волевые усилия. Поэтому появляется возможность несколько увеличить длительность и объем работы до 15—20 минут, переключая внимание детей от одного действия к другому. Например, сначала они нагружают снег в ящики, потом везут его к постройке, затем помогают подгребать снег и уплотняют постройку лопатой.
Малышей продолжают знакомить со свойствами снега и льда (из сырого можно лепить, сухой — рассыпается). Воспитатель учит детей действовать лопатой, сгребать снег в указанное место, утрамбовывать его, украшать флажками и еловыми веточками от новогодней елки, которую вынесли на участок, строить домики для игрушек, делая в снежном сугробе углубления совком.
Можно научить детей сооружать горки для кукол. Для этого нужно утрамбовать лопатой вершину снежного сугроба, затем сделать спуск, проведя несколько раз лопатой от вершины горки к основанию. Воспитатель поливает спуск водой, объясняя малышам, для чего он это делает: «Чтобы горка покрылась льдом, стала скользкая, гладкая, куклы на санках будут быстро с нее съезжать».
Малышей учат мастерить снежные пирожки, торты, пряники способом формовки. Для этого используются невысокие ведерки, пластмассовые формочки. Детям показывают, как надо накладывать снег совками в форму, утрамбовывать его и т. д. Их продолжают учить прокладывать лопатой дорожку в свежевыпавшем снегу, если он сухой и неглубокий. Малыши ходят по дорожкам, возят игрушечные санки с куклами. Дети делают на снегу узоры печатками. Для этого следует выделить небольшое про-странство (1х3 м, которое огораживается низким и узким снежным валом.
Малыши наблюдают, как педагоги, родители строят для них снежные постройки. Их побуждают к оказанию посильной помощи взрослым. Например, ребята нагружают в ящики снег и подвозят его к месту строительства, уплотняют лопатками, затем украшают постройки цветными льдинками, еловыми веточками. Можно показать малышам, как скатывать из сырого снега небольшие снежные комья. Чем дальше прокатывать снежок, тем он становится больше. Получаются мячи, колобки, шары.
Ребятам показывают прием изготовления простейших снежных фигур из двух маленьких комьев, наложенных один на другой (грибок, снеговичок, неваляшка, мишка, лягушка, побуждают их самостоятельно слепить их. При необходимости взрослые помогают советом, действием.
Средняя группа
Педагоги продолжают совершенствовать умения и навыки детей этой группы в работе со снегом. Воспитывают желание трудиться, исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, формируют начала ответственного отношения к делу, приучают самостоятельно поддерживать порядок на участке. У детей этого возраста могут возникнуть собственные замыслы, желание воплотить их в своей деятельности. Важно вовремя поддержать подобный интерес ребят, помочь им советом, а при необхо-димости принять активное участие, так как работа со снегом в этой группе в основном носит характер сотворчества детей и взрослых.
Ребята начинают чаще объединяться в коллективном труде. Воспитатели помогают им договориться и распределить обязанности, поддерживают у них радостное настроение, связанное с трудовым общением, ощущение причастности каждого к общему делу, желание добиваться хорошего результата. Наряду с организацией общего труда уделяется внимание и индивидуальному.
Детей учат лепить более крупные и объемные снежные фигуры. Помощь со стороны педагога пока значительна. Вместе с тем следует побуждать малышей проявлять в работе большую самостоятельность. Так, воспитатель спрашивает, кого они будут лепить, помогает им установить скатанные комья друг на друга, спрашивает при этом, как они хотят их расположить, как собираются украсить фигуру. Можно посоветовать ребятам слепить снегурочку, старичка - лесовичка, петушка, медведя и другие фигуры и постройки, с которыми можно поиграть (рис. 3).
Ребята самостоятельно делают снеговику или зверям глаза, носы: подбирают материал по своей инициативе (веточки, шишки). Воспитатель предлагает им нарядить снежные фигуры. Дети повязывают матрешкам, снежным бабам косынки, шарфы, надевают фартуки, шапки, варежки.
Воспитатель может украсить детские постройки вырезанными из ткани и бумаги силуэтными изображениями ягод, цветов, грибов, фруктов и т. д. Их смачивают в воде, не отжимая, накладывают на постройку. Чтобы детали оформления лучше держались после того, как они примерзнут к сооружению, постройку можно полить водой. Использовать для подкрашивания воды лучше анилиновый краситель. Расписывать красками снежные постройки не следует, так как при оттепелях краска растекается и портит внешний вид сооружений.
Старший дошкольный возраст
Воспитатели совершенствуют трудовые навыки работы детей со снегом, формируют желание трудиться на общую пользу, развивают дружеские взаимоотношения, инициативу, ответственность, умение вести себя в коллективе, учат наиболее экономным приемам работы, стремлению рационализировать свой труд, осуществлять самоконтроль, анализировать свою деятельность.
Коллективный труд — основная форма организации работы со снегом старших дошкольников. Детей учат совместно планировать работу, самостоятельно распределять обязанности, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат. Особое внимание уделяется качеству построек, передаче образа, их эстетическому оформлению. Взрослый выступает теперь не только как организатор детской деятельности, а чаще как равноправный член работающего коллектива. Обычным становится совместный труд, поскольку ребята уже понимают его результативность и рациональность. Один нагружает снег в ящики, другой возит, третий сгружает и накладывает в тазы, четвертый возит воду и наливает ее в тазы, пятый делает «снежное тесто» и из него формует детали. А сооружают постройку вместе. Эта работа самая интересная, и каждому хочется в ней принять участие.
Творческий труд на зимнем участке увлекает детей. Если он не связан с затратой значительных мышечных усилий и педагог видит, что дети физически не устали, не стоит заставлять их без видимых на то причин прекращать работу. Ребят с признаками усталости необходимо переключить на менее ак-тивные действия.
Старших дошкольников учат сооружать снежные постройки, используя чертежи, рисунки, иллю-страции, фотографии, схемы.
Когда выпадет снег, следует предложить ребятам отчертить палочками границы зимнего участка в соответствии с его планом и сделать снежные валы (рис. 4).
Снег расчищается до разметок, затем подравнивается. С этого дня надо договориться с ребятами, что они не будут разрушать снежные валы и ходить за ними, объяснить, что там пройдет лыжня, надо будет устроить кормушки для птиц, построить снежную комнату, лабиринт и другие сооружения.
Следующий снегопад используется для украшения валов. Ребятам надо предложить тазы, ведра и объяснить, как можно быстро смастерить, например, грибки. Снег накладывается в ведро, утрамбовывается, опрокидывается — получается ножка, а при помощи таза таким же образом формуется шляпка. Грибки устанавливаются на снежные валы. Шляпки хорошо украсить кусочками ткани, бумаги, смоченными в воде. Снежные валы можно также украсить снежными пирамидками, башенками, елочками (рис. 4, которые делаются из нескольких разных по величине форм, установленных друг на друга. По мере того как снег будет убираться, вырастут снежные валы. Чтобы они выглядели аккуратно, можно вырезать лопатами на них ступеньку, а убирая снег, забрасывать его за вал.
Следующий этап работы — строительство горы. Дети скатывают снежные комья и перекатывают их к месту сооружения. Сначала воспитатель, устанавливая комья друг на друга, сооружает самое высо-кое место — намечает будущую площадку горы. Затем предлагает детям установить комья с двух про-тивоположных сторон — скат и ступеньки. После этого ребята засыпают сооружение снегом и утапты-вают его. Затем горе придают форму — подравнивают, вырезают ступеньки.
Для безопасности катания с горки нужны оградительные валы. Их можно вырезать, наформовать ведрами или слепить из снежного теста. Воспитатель помогает детям установить на краю горки сначала с одной стороны две доски параллельно на расстоянии 20 см друг от друга. С двух сторон ребята их придерживают, а несколько детей в образовавшийся желоб накладывают и утрамбовывают снежное тесто. После этого доски убирают и валу дают замерзнуть. Таким же образом делают второй оградительный вал. Затем горку несколько раз поливают водой. Делать слишком скользкой горку для детей младшего и среднего дошкольного возраста не рекомендуется. При постройке горки следует учитывать, для детей какого возраста она предназначается. Размер горки должен соответствовать возрасту детей.
Предлагаем сделать несколько вариантов горок. Гору «Дракон» можно соорудить на спортивной площадке или на любом свободном и удобном пространстве участка детского сада. Над ее постройкой могут трудиться все старшие дошкольники вместе с воспитателями, родителями и школьниками. Эту гору можно сделать более широкой, сильнее заледенить ее и тогда можно кататься не только на санках, но и на фанерках, подушечках, которые дети подготовительной группы могут сшить сами. Делается это так. Вырезают две одинаковые фигуры из ткани и клеенки любой формы: квадратные, круглые, оваль-ные, сшивают друг с другом, а вовнутрь вкладывают поролон.
Можно разрешить ребятам съезжать с горки не только по одному, но и объединяясь по нескольку человек. Ведь это для детей особенно интересно. Откройте ребятам секрет, как сделать дракону «насто-ящие» глаза. Возьмите два одинаковых неглубоких сосуда круглой формы; это могут быть тарелки, металлические банки, налейте в них подкрашенной анилиновым красителем или зеленкой воды. В каждый сосуд положите по круглому предмету темной формы: старые резиновые мячи, шары для сби-вания кеглей, хоккейные шайбы. Когда вода замерзнет, занесите сосуды в теплое помещение, выньте льдинки, а ребятам предложите вставить глаза дракону.
Для самостоятельной художественной деятельности детей на зимнем участке можно выделить ме-ста для создания различных снежных картин (рис. 5). Удобны для этой цели небольшие снежные насы-пи (150X120 см). Такую насыпь дети сооружают самостоятельно по объяснению воспитателя. Картины на ней могут создаваться на обеих плоскостях. Например, рисуют елку и наряжают «шарами» — крыш-ками от кефирных бутылок, печатают грибки и украшают их деталями от старой мозаики.
Увлекательное занятие для детей — создание различных миниатюрных снежных композиций. Предложите ребятам ближе к краю участка сгрести снег в два одинаковых сугроба, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, помогите им вырезать из них два куба (120X120X70 см). Верхнюю поверхность одного из них можно сделать ледяной, для этого надо залить подкрашенной водой. Дети лепят из снега различные фигурки, сооружают постройки, украшают их веточками — шишками и прочими материалами.
С помощью игрушек разыгрывают сценки, сказки. Особенно интересны сказки на зимние сюжеты — «Заячья избушка», «Морозко», «Лиса и волк», «Серебряное копытце», «Мороз Иванович», «По щучьему велению» и др. На ледяной поверхности снежные фигурки легко скользят, передвигаются. Следует показать ребятам, как можно делать фигурки более прочными при помощи скрепления частей стержнями. С этой целью надо веточки, палочки вставить между деталями.
Важно позаботиться о птицах. Необходимо предложить ребятам построить для них снежные кор-мушки. Из снега вырезается куб (40—50 см, на его верхнюю грань на каждый угол устанавливают че-тыре снежных кирпича (на узкую короткую грань, затем на них накладывают фанерную пластину.
Следует определить место для хранения инвентаря. Для этого с одной стороны веранды можно огородить пространство небольшим снежным валом. Здесь будет удобно ставить санки. Можно посове-товать детям собрать снег в высокий конусообразный сугроб и использовать его как подставку для лыж, приставляя к нему лыжи со всех сторон. С другой стороны веранды дети могут огородить место для хранения инвентаря. Удобны вырезанные в снежных валах ниши, куда можно ставить ведра, лейки, тазы. Лопаты хорошо хранить в вырезанных из снега корзинах.
Ребята очень любят устраивать снежные тайники. Их тоже можно использовать для хранения раз-личных поделок, игрушек, формочек, дощечек и прочего дополнительного материала, необходимого в работе со снегом.
Если зима выдалась снежная и за валами снег уже достигает определенной высоты, можно при-ступить с ребятами к сооружению снежной комнаты. Накануне ребята самостоятельно рисуют на бума-ге план будущей комнаты, включая в него не только окна и двери, но и предметы мебели. Воспитатель помогает детям сделать разметку на снегу, советует, как организовать работу, показывает приемы выре-зания из снега элементарного сооружения: столы, кровати, диваны, шкафы. Далее дети работают само-стоятельно.
Некоторые сооружения, если они выходят за территорию зимнего участка данной группы, удобно строить вместе с соседней группой. Например, объединить в работе детей старшей и подго-товительной групп для постройки спортивного лабиринта. Это сооружение можно использовать, сделав в нем преграды не только для ходьбы, но и для упражнения в равновесии, в перешагивании, спрыгивании, подлезании, перелезании (рис. 6).
Дети принимают участие в сооружении снежных фигур, которые выполняются приемом выреза-ния (рис. 7). Нужно, чтобы снег в сугробах хорошо слежался. Перед работой по вырезанию той или иной фигуры целесообразно срезать у основания лишний снег, чтобы он не мешал детям трудиться. Ре-бята самостоятельно намечают палочкой на сугробе контуры будущего сооружения, делают разметку. Затем воспитатель показывает, как маленькими лопатками, совками, дощечками отделить лишний снег, сделать срезы, углубления в снегу.
Можно научить ребят вырезать сначала постройки: домик, ракету, затем фигуры зверей. Напри-мер, медведя с настоящей корзиной, в которую можно забрасывать снежки; поросенка, держащего щит для метания; клоуна для прокатывания снежных мячей в цель; зайца с обручем для метания. Важно научить детей придавать таким деталям прочность. Например, чтобы уши у зайца не ломались, нужно воткнуть сначала в голову снежной фигуры палочки и потом облепить их сырым снегом. После того как постройки будут готовы, для прочности дети обливают их водой, затем украшают вырезанными заранее деталями из ткани, бумаги.
Некоторые снежные фигуры могут не иметь целевого назначения, а использоваться как оформле-ние участка (рис. 8).
Следует привлекать детей для создания условий, необходимых для игр с элементами спорта, например, для игры в хоккей. Воспитатель при этом помогает советом, как сделать на снегу разметку. Можно предложить детям залить ледяные дорожки. Разместить их лучше вдоль снежного вала. Дорож-ки можно сделать красивыми, если предварительно вырезать цветы из ткани, клеенки, бумаги, разло-жить их и залить водой.
Хорошо научить ребят делать гирлянды из ледяных цветов, фонариков, украшать ими веранду, постройки. Для этого нужно разложить на снегу на одинаковом расстоянии формочки, затем по ним проложить шнур или тесьму, слегка вдавливая их в каждую формочку. Потом залить формочки цвет-ной водой. После замерзания гирлянду вносят в помещение и формочки отпадают. Аналогично делаются цветные льдинки, только в формочки вмораживаются петельки. Хороши крупные ледяные детали. Их можно сделать из пластмассовых упаковок для новогодних детских подарков: звезды, елки, домики, часы. Для этого надо разрезать их вдоль и предложить ребятам положить в воду кусочки фоль-ги, елочного дождя, мишуры, серпантина.
Из цветного льда мастерят светофор. Замораживают воду разного цвета в трех одинаковых ведер-ках, освобождают льдинки и устанавливают их в снежную нишу друг над другом.
Ледяной телевизор и аквариум, сделанные детьми, используются ими для игры в снежной комна-те. Их изготовить просто. Главное, подобрать соответствующую емкость (противень, короб). Дети предварительно вырезают детали (рыбки, фигурки, раскладывают их, укрепляют с помощью пластили-на к дну и стенкам емкости и наливают воду. Освобождается полученная ледяная деталь обычным спо-собом.
Для украшения зимнего участка широко используются поделки, изготовленные детьми из разных материалов (рис. 9). Ими можно украсить постройки, веранду, снежные фигуры.
Ребят подготовительной группы следует приобщить к созданию более сложных фигур способом лепки с использованием каркасов (рис. 10)
Для лепки применяется сырой снег или сухой, смоченный водой. Эта работа довольно трудоемкая и требует продолжительного времени. Преимущество таких построек в том, что они отличаются большой прочностью, что позволяет широко использовать их в играх. Например, на коне, сделанном таким способом, можно «скакать». Готовый каркас, сколоченный из досок, реек, вбивается в снег и облепляется снегом так, чтобы сооружению придать определенный вид. Таким способом можно, например, сделать оленя, жирафа, коня, кенгуру, динозавра (рис. 10).
Важно научить ребят для прочности построек делать перекрытия из кусков фанеры, досок, а затем засыпать их снегом. Это удобно использовать при строительстве снежного дома, ворот, корабля с палу-бой. Из снежных кирпичей дети строят крепости, дворцы, терема и другие постройки (рис. 11). Делают они их сами, либо формуют, либо вырезают лопатами из слежавшегося снега.
Ребят подготовительной к школе группы следует активно привлекать к постройкам на участках для малышей.
Хорошо, если в работе участвуют и школьники, тогда они не будут разрушать то, что создавали своими руками.
Все рекомендованное сделать на одном участке невозможно, поэтому надо выбрать то, что целе-сообразно использовать с учетом местных условий.