Марина Левагина
Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности (ранний возраст)»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие игровой деятельности (ранний возраст)»
Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством воспитания, формирования многих качеств, которые необходимы в дальнейшей жизни.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие игровой деятельности (ранний возраст)“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Важное место занимает игра в воспитании детей раннего возраста. Опираясь на способность и склонность малышей к подражанию, педогог побуждает их воспроизводить действия, внимательно присматриваться, вслушиваться.
Активно манипулируя с предметами и игрушками, дети постепенно учатся выполнять несколько взаимосвязанных действий с куклой, делают несожные сооружения из кубиков и т. д.
Совместные действия маленьких детей с игрушками создают условия для общих радостных переживаний, общей деятельности. Часто бывает трудно заставить малыша какое либо движение. В игре же, подражая своим товарищам, он естественно и непринужденно выполнять самые различные движения.
Игры имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. Сначала ребенок приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не отбирая у них игрушки. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельность : вместе рассматривать игрушки, картинки, в месте строить дорожку из кирпичиков и т. д. Здесь зарождается первый интерес к действиям товарища, радость общих переживаний.
Умелое руководство играми детей раннего возраста – сложный педагогический процесс, требующий от воспитателя большого мастерства.
Анализ состояния игровой деятельности в ясельной группе нашего учреждения помогут выявить следующие недостатки. Многие воспитатели считали, что дети и без помощи взрослых умеют хорошо играть, поэтому в ход детской игры не следует вмешиваться. Часто роль педагога сводятся к наблюдениям за внешним порядком, за тем, как дети обращаются с игрушками, к предотвращению конфликтов.
Время, отведенное в режиме для игр, иногда использовалось для других видов деятельности.
Передо мной встал вопрос, как правильно выстроить игровую деятельность и руководство ею. Я составила план, который предусматривал решение следующих задач:
1. Создать наиболее благоприятные условия для развитие игр, разместить игрушки целесообразно.
2. Добиться, чтобы игра стала формой организации жизни детей и средством их всестороннего воспитания.
В начале работы продумала организацию всех режимных процессов, не допуская сокращения времени, отведенного для игр. Совместно с родителями приобрели игрушки для детей, причем подбирали их так, чтобы они содействовали повторению и закреплению навыков, сформированных на занятиях.
Вопрос по созданию условий для всех видов игр с учетом возраста детей рассматривала в начале года. Например, к куклам разной величины давала наборы постельного белья, легко снимающаяся одежда, кукольная мебель, размеры которой позволяют детям играть в удобной позе. Для купания кукол имеются ванночки, ведра, мочалки, полотенца.
В отдельном шкафу размещены дидактические игрушки: пирамидки, матрешки, вкладыши, кубики-вкладыши и т. д.
Выделено место для игр, способствующих развитию двигательной активности. Там находятся мячи разных размеров, коляски.
Крупный и мелкий строительный материал размещен удобно и доступно, здесь же помещены игрушки для обыгрывания построек.
Я регулярно наблюдала за игровой деятельностью детей.
На первом этапе своей работы научила детей воспроизводить одно-два разрозненных действия с одной игрушкой, например: кормить куклу, катать ее в коляске.
Иногда малыши затруднялись воспроизвести показанное действие из-за слабо развитой способности к подражанию. В таких случаях был использован не только метод показа, но и метод совместного действия. Например, я вместе с ребенком кормлю мишку и беру куклу, которую держит Даша, и вместе качаем ее, приговаривая: «Вот как Даша хорошо качает куклу Катю. Баю-баю-бай, кукла! Ну, а теперь сама играй, Даша, качай куклу».
Дальнейшее наблюдение показало, что в самостоятельной деятельности Даши появилась игра «Укладывание куклы Кати спать».
В результате применения метода совместного действия дети, особенно застенчивые приобрели уверенность. Усвоение игровых действий идет быстрее, а это способствует обогащению и развитию игр.
В целях совершенствования игровой деятельности я побуждала детей к подражанию действиям окружающих людей путем напоминания совета: «Катя спит, положи Катю в кроватку и покачай».
Особое внимание уделяла развитию речевого подражания. Для того использовали потешки и их инсценировки. В процессе действий с игрушками учила малышей отвечать на несложные вопросы: «Где кроватка? Вот кроватка. Кукла Катя будет спать в кроватке – бай-бай. Что делает Кукла Катя? Спит. Скажи: Катя спит».
Впоследствии игровые действия детей приобрели большую устойчивость. Малыши знали места хранения игрушек, могли найти предмет, необходимый для игры: одеяло, чтобы завернуть куклу, тарелку, чтобы накормить ее.
На втором этапе работы круг действий с предметами расширялся. Дети стали переносить действия с одной игрушки на другую, научились выполнять несколько действий подряд. Если ребенок кормил куклу, а катал в коляске только мишку, то теперь в игре с каждой из этих игрушек использовались оба действия.
В раннем возрасте дети быстро теряют интерес к игрушке, сюжету игры. Я показывала новые игровые действия со знакомыми игрушками, помогала усложнять содержание игры. Например, Ярослав катался на лошадке, оставил ее и стал наблюдать за детьми, которые что-то строили из крупного строительного материала. Через некоторое время снова вернулся к лошадке, но не знал, что с ней делать. Я предложила мальчику построить для лошадки заборчик, попросила Карину помочь ему возить кирпичики, а потом вместе накормить лошадку.
Таким образом, я не только привлекаю внимание к игрушке, но и предлагаю сюжет игры, который малыш в дальнейшем развивал сам, а также побудил к совместной деятельности с другими детьми.
Прежде всего, я сама показывала пример доброжелательного, заботливого отношения к игрушкам, всегда правильно оценивала ситуацию, подсказывала ребенку, как нужно себя вести.
Обучая умению игры, не забывала следить за тем, чтобы дети соблюдали определенные правила: не разрушай постройку, помоги товарищу.
Организуя игры «рядом», создавала необходимые условия: предлагала малышам одинаковые игрушки, действия с которыми они хорошо усвоили.
Результаты работы показали, что избранные мной методы работы оказали положительные влияние на игровою деятельность детей раннего возраста.
К двум годам воспитанники могли играть «рядом», использовали игрушки по назначению и самостоятельно убирали их на место. В их действиях стали намечаться элементы сюжетно – ролевой игры.