Светлана Кустикова
Консультация для воспитателей «Коммуникативные танцы в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
Для процесса музыкального развития детей дошкольного возраста важны общение и опыт взаимодействия со сверстниками. Этим требованиям отвечают коммуникативные танцы, которые развивают взаимопонимание, помогают ориентироваться в пространстве, способствуют развитию чувства формы у детей.
Коммуникативные танцы возникли в XX в. на основе народно бытовых танцев. Понятие «коммуникативный танец» формировалось постепенно.
Оно включает в себя сочетание музыки и движения как средство раскрепощения, «свободы тела и духа», как развил эту тему немецкий композитор К. Орф.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Все коммуникативные танцы обязательно включают жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации и направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и группой. В этих танцах развивается динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также развивают симпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Компоненты коммуникативного танца просты : шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, «мельницу», квадраты, «змейки». Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: в совместной музыкальной деятельности детей и педагога, на музыкальных занятиях, на праздниках.
В коммуникативных играх и танцах могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы :
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения.
В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции.
Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в группе.
В коммуникативных играх-танцах нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
В дошкольное учреждение поступают дети с разным уровнем подготовки. Некоторые из них не имеют опыта общения со сверстниками. Трудности также возникают при взаимодействии девочек и мальчиков – многие не хотят вставать в пару. Коммуникативный танец – благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольника со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого.
Оптимально использование коммуникативных танцев в определенной последовательности: поиск нового партнера, развитие взаимопонимания с
несколькими партнерами, демонстрация доверия к партнеру.
На первом этапе разучивания коммуникативных танцев возможно использование текста для стимулирования общения. В дальнейшем отсутствие в танце слов усложнит задачу понимания и взаимодействия.
Следующий этап – развитие взаимопонимания с партнерами. Эти коммуникативные танцы направлены на поиск взаимопонимания не с одним, а с двумя или тремя партнерами. Если усложнение танцевальных движений не вызывает трудностей, то можно исполнять танцы, где взаимодействуют четыре партнера – две пары. Здесь развивается способность ориентироваться в пространстве и строить сложные фигуры («мост», «крест», «ворота»).
Третий этап – демонстрирование доверия к партнерам. Движения коммуникативных танцев способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, а элементы импровизации способствуют пластическому самовыражению ребенка. Это дает ему состояние раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки.
Российский педагог Т. Э. Тютюнникова советует другой вариант: вначале предложить детям самим придумать движения, т. е. импровизировать, а затем вместе составить несложный танец. На следующем уроке педагог показывает свой вариант – «танцуем, когда разучиваем, разучиваем, когда танцуем».
Общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса музыкального развития детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения дошкольников.
ВЕСЕЛЫЕ ПАРЫ
Для детей 5-7 лет.
Музыкальное сопровождение — мелодия песни
«Четыре таракана и сверчок»
Задачи: развивать слуховое внимание, чувство ритма, способность различать части музыки, ориентировку в пространстве. В пляске участвует 16-24 ребенка.
На вступление дети становятся в общий круг (каждый возле своей пары).
1 фигура
Музыка А. Дети, держась за руки, бегут по кругу. (Рис. 1).
Музыка В
1-я фраза — на сильную долю все делают хлопок в ладоши, на слабую долю разводят руки в стороны и хлопают в ладоши соседей (всего 4 раза).
2-я фраза — держась за руки, делают 4 приставных шага вправо.
3-я фраза — повторение движений 1-й фразы.
4-я фраза — 4 приставных шага влево.
5-я фраза — на пружинке качают соединенными руками вниз-вверх.
6-я фраза — опираясь на носки, переводят пятки вправо-влево, слегка приседая, двигая тазом вправо-влево. Руки, согнутые в локтях, двигаются противоходом (твистовое движение).
1 фигура
Музыка А. Дети бегут за ведущими по двум кругам.. На проигрыш останавливаются и поворачиваются лицом к центру (подравняться в кругах).
Музыка В — повторение движений 1 фигуры.
3 фигура
Дети бегут за ведущими в четырех кругах (ориентируясь по углам зала).
На проигрыш останавливаются лицом к центру кругов (ногами слегка пружинят в такт музыке).
Музыка В — повторение движений 1 фигуры.
4 фигура
Дети бегут парами по кругу.
На проигрыш останавливаются лицом друг к другу (мальчик стоит спиной в круг, девочка — лицом).
Музыка В
1-я фраза — хлопки в ладоши друг к другу (любой вариант).
2-я фраза — меняются местами, двигаясь вправо приставным шагом (более простой вариант — кружение в парах шагом).
3—4-я фразы — повторение движений.
5-я фраза — попеременно тянут к себе соединенные руки (как «пила»).
6-я фраза — повторение движений 1 фигуры.
5 фигура
Музыка А — дети бегут врассыпную по одному, к концу музыки А находят любого партнера и становятся с ним в пару.
Музыка Б. Повторение движений 4 фигуры.
6 фигура
Дети бегут врассыпную по одному.
Заключение
1-й вариант — обнимаются.
2-й вариант- садятся на пол, дрыгают ножками, в конце — ложатся на пол, руки в стороны, расслабляющие движения руками и ногами, в конце -лежать и не двигаться (отдыхают)
ВАЛЬС ДРУЗЕЙ
Для детей 5-7 лет
Задачи:
-развитие ритмического слуха, произвольного внимания, коммуникативных навыков.
И. и. : дети стоят парами (лицом друг к другу) свободно по всему залу. Руки соединены друг с другом и разведены в стороны.
Потанцуй со мною, Пары кружатся на месте, легко
Тихо покружись, покачиваясь из стороны в сторону.
Улыбнись мне нежно
И остановись. Останавливаются.
Шаг назад Все выполняют один приставной шаг назад (друг от друга) и слегка приседают.
И шаг вперед. Все выполняют один приставной шаг
вперед (навстречу друг другу, слегка приседают.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. 4 хлопка в ладоши партнера.
Обнялись. Обнимаются.
Шаг назад Один приставной шаг назад.
И шаг вперед. Один приставной шаг вперед.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. 4 хлопка в ладоши партнера.
Обнялись. Обнимаются.
Этот танец удобно включать в программу праздничных утренников, так как могут танцевать все и без подготовки (в тексте проговариваются все движения). Кроме того, этот танец дети могут танцевать со своими родителями. Данный (облегченный) вариант танца можно использовать в работе с детьми 4-5 лет (а также в группах «Особый ребенок»,