МААМ-картинки

Методические рекомендации. Применение речевых упражнений на занятиях по музыкальному воспитанию в ДОУ

Марина Ромахова
Методические рекомендации. Применение речевых упражнений на занятиях по музыкальному воспитанию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: Марина Ромахова

Прежде чем правильно и выразительно петь, ребёнок должен научиться правильно и выразительно говорить.

Развитие речи происходит за счет развития артикуляционного аппарата, дикции, органов дыхания, диафрагмы и всего человеческого организма в целом.

Идея широко использовать речь в развитии речевого/ музыкального слуха принадлежит Карлу Орфу. В основе его концепции лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего РИТМА.

Публикация «Методические рекомендации, Применение речевых упражнений на занятиях по музыкальному воспитанию в ДОУ» размещена в разделах

Весь наш организм просто настроен на равномерное деление времени - удары сердца, дыхание, шаги. Правда, это правильнее назвать метром - чередованием сильных и слабых долей. А ритм - это то, что «накладывается» на метр, как бусинки одеваются на ниточку. Ритм тесно связан с движением.

Движение помогает быстрее и точнее почуствовать метр и ритм, ярче передать образ материала, с которым приходится работать.

Развитие чувства ритма чрезвычайно важно для развития нервной системы в целом, и речи в частности. Правильный ритм регулирует важные жизненные процессы – активации и торможения. Ритм – это то, чем во многом занимается мозжечок, что в свою очередь может стимулировать его и улучшать его работу и функциональное состояние.

Самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей- звучащие жесты. Звучащие жесты- это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхности:

• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);

• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

• притопы (всей стопой, пяткой, носком);

• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Поэтому движение и речь - одно из важнейших направлений в музыкальном воспитании. С работы со словом и движением начинаются не только ритмическое воспитание и освоение нотной грамоты, но и самое главное- эмоциональное и творческое развитие детей. Огромную роль в этом направлении играют речевые упражнения.

Речевые упражнения сопровождают все музыкальные упражнения. Больше того, они могут рассматриваться и как музыкальные упражнения в самом прямом значении этого слова. Слово, поддержанное выразительным жестом или движением, воспринимается ребенком как первооснова музыки.

В процессе работы с ритмизованными текстами дети учатся пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки.

К ним относятся: темп, ритм, тембр, регистр, звуковысотный рисунок, артикуляция, штрихи, динамика, фразировка, акцентуация, форма.

Слово является элементом речи и поэзии. Из него рождается пение. «… Слову- его метрической структуре, его мелодико-интонационному произнесению и его звучанию- светлому или гулкому, прозрачному или густому, легкому или вязкому-уделяется особое внимание»(Л. Баренбойм).

Речевые упражнения являются развивающими и способствуют формированию основных психических функций: восприятию (вниманию, памяти, мышлению, эмоциональности, воображению и воли.

В процессе занятий большое внимание уделяется физиологическому развитию и укреплению здоровья детей (здоровьесберегающая технология).

Ребенок постоянно находится в движении, у него совершенствуется общая и мелкая моторика, координация движений, равновесие; вырабатываются навыки правильного дыхания, укрепляются и развиваются голосовые связки.

Во время занятий речевыми упражнениями активно формируются речевые навыки : артикуляция, речевое интонирование (выразительность речи, развивается словарный запас. Речь ребенка становится более осмысленной.

Речевые упражнения способствуют развитию основных музыкальных способностей : слуху, ритму,музыкальной памяти, двигательной реакции на музыку.

Занятия упражнениями способствуют социальной адаптации детей: учат взаимодействию друг с другом, вырабатывают такие личностные качества, как толерантность и человеколюбие.

Материал, используемый в речевых упражнениях, может быть самым разнообразным: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, имена, рифмы. Можно использовать как простейшие поэтические композиции, звуковые бессмыслицы (чепуховые/тарабарские рифмы, так и народный фольклор, лучшие образцы детской классической литературы. В работе также могут быть использованы стихи и попевки, сочиненные детьми. Главное, материал должен быть доступным детскому восприятию. Чем меньше ребёнок, тем проще материл.

Важнейшим свойством музыкального материала, избираемого педагогом, является возможность его использования в соответствии со структурой элементарного музицирования (система К. Орфа) :

• удобно реализовываться в движении (язык жестов, пластика,танец);

• иметь речевое и вокально-интонационное воплощение;

ритмически обрабатываться с помощью звучащих жестов:

хлопков в ладоши, по коленям, груди, рукам, щелчков;

• реализовываться в инструментовке шумовыми и звуковысотными инструментами (традиционными и нетрадиционными).

Все способы работы с материалом в конце занятия собираются в единую композицию, включающую движение, речь и пение, оркестровку,- в «единую форму», подразумевающую элементы театрализации.

При планировании включения речевых упражнений в занятие необходимо учитывать:

• образное содержание стихотворного текста, его строение, фразы, характерные речевые обороты, мелодические интонации;

• определить объем музыкально-теоретических сведений, которые должен получить и использовать в своей работе ребенок;

• предположить варианты пластических или танцевальных движений;

• выбрать метод представления материала- имитационный (повторение и практика) или проблемный (через исследование, игру и импровизацию, сочинение);

• спланировать структуру работы с музыкальным материалом, предусмотреть возможности упрощения или сокращения количества заданий (по степени возможности их реализации в процессе занятия).

Для активизации познавательной формы деятельности детей следует соблюдать последовательность работы:

• наблюдение, проба, эксперимент;

• отработка технических элементов, тренинг;

• создание законченной формы.

Для активизации процесса течения занятия необходимо определить:

• формы взаимодействия детей (организация по группам, парами с партнером, в большой группе- кругом, фронтально, полукругом и т. д.).

• круг проблем, которые дети могут решить самостоятельно, используя багаж своих знаний и навыков- актуальный уровень обучения;

• круг заданий, выполняемых детьми по наводящим вопросам и показам педагога- перспективный уровень обучения.

Планирование работы с использованием речевых упражнений на занятии в ДОУ может быть многофункциональным и включать в себя следующие виды работы:

• разучивание текста по фразам с использованием жестов-символов;

• ритмический рисунок исполняется «звучащими жестами»-

со словами и на придуманные детьми ритмослоги;

оркестровка «звучащими жестами» :

• оркестровка шумовыми инструментами;

• создание композиции- «единой формы»;

• игра с использованием данного материала.

Публикации по теме:

Применение игровых технологий на занятиях по физической культуре МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КИДЫШЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» СТАТЬЯ: «Применение игровых.

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному развитию» Музыка успокаивает, музыка лечит, музыка поднимает настроение. Обучая детей музыке, мы укрепляем их здоровье. Большое количество медицинских.

Методические рекомендации для родителей «Использование дыхательных упражнений и точечного массажа в работе с детьми» Методические рекомендации для родителей и педагогов на тему: «Использование дыхательных упражнений и точечного массажа в работе с детьми».

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных приемов и материалов на занятиях по аппликации в младшей группе. Занятия аппликацией имеют большое значение для развития ребенка: - Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение.

Методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников Я Елена Анатольевна Басалаева работаю в ЦРР детский сад № 18 «Теремок» представляю методические рекомендации «Формирование начал экологической.

Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 1Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 1 Хочу представить вам свой опыт работы по применению дидактических и развивающих игр с разрезными картами на занятиях по физкультуре в детском.

Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 3Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 3 И, снова, здравствуйте, мои уважаемые коллеги МААМовцы! В третьей и заключительной части публикации я хотела бы предложить вам ознакомиться.

Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 2.Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 2. Во второй части публикации я хочу рассказать еще об одной игре с разрезными картами. Вторая игра похожа на первую, в ней также нужно придумать.

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей дошкольного возрастаРекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта,.

Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «кукла на ладошке». методические рекомендации. Постановка проблемы: Дошкольное детство самый ценный период в жизни каждого человека, период первоначального становления личности, так как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации. Применение речевых упражнений на занятиях по музыкальному воспитанию в ДОУ
Опубликовано: 28 января 2017 в 14:49
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации. Применение речевых упражнений на занятиях по музыкальному воспитанию в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ромахова (УИ 314584) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД