Марина Ромахова
Методические рекомендации. Применение речевых упражнений на занятиях по музыкальному воспитанию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Марина Ромахова
Прежде чем правильно и выразительно петь, ребёнок должен научиться правильно и выразительно говорить.
Развитие речи происходит за счет развития артикуляционного аппарата, дикции, органов дыхания, диафрагмы и всего человеческого организма в целом.
Идея широко использовать речь в развитии речевого/ музыкального слуха принадлежит Карлу Орфу. В основе его концепции лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего РИТМА.
Публикация «Методические рекомендации, Применение речевых упражнений на занятиях по музыкальному воспитанию в ДОУ» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Весь наш организм просто настроен на равномерное деление времени - удары сердца, дыхание, шаги. Правда, это правильнее назвать метром - чередованием сильных и слабых долей. А ритм - это то, что «накладывается» на метр, как бусинки одеваются на ниточку. Ритм тесно связан с движением.
Движение помогает быстрее и точнее почуствовать метр и ритм, ярче передать образ материала, с которым приходится работать.
Развитие чувства ритма чрезвычайно важно для развития нервной системы в целом, и речи в частности. Правильный ритм регулирует важные жизненные процессы – активации и торможения. Ритм – это то, чем во многом занимается мозжечок, что в свою очередь может стимулировать его и улучшать его работу и функциональное состояние.
Самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей- звучащие жесты. Звучащие жесты- это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхности:
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Поэтому движение и речь - одно из важнейших направлений в музыкальном воспитании. С работы со словом и движением начинаются не только ритмическое воспитание и освоение нотной грамоты, но и самое главное- эмоциональное и творческое развитие детей. Огромную роль в этом направлении играют речевые упражнения.
Речевые упражнения сопровождают все музыкальные упражнения. Больше того, они могут рассматриваться и как музыкальные упражнения в самом прямом значении этого слова. Слово, поддержанное выразительным жестом или движением, воспринимается ребенком как первооснова музыки.
В процессе работы с ритмизованными текстами дети учатся пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки.
К ним относятся: темп, ритм, тембр, регистр, звуковысотный рисунок, артикуляция, штрихи, динамика, фразировка, акцентуация, форма.
Слово является элементом речи и поэзии. Из него рождается пение. «… Слову- его метрической структуре, его мелодико-интонационному произнесению и его звучанию- светлому или гулкому, прозрачному или густому, легкому или вязкому-уделяется особое внимание»(Л. Баренбойм).
Речевые упражнения являются развивающими и способствуют формированию основных психических функций: восприятию (вниманию, памяти, мышлению, эмоциональности, воображению и воли.
В процессе занятий большое внимание уделяется физиологическому развитию и укреплению здоровья детей (здоровьесберегающая технология).
Ребенок постоянно находится в движении, у него совершенствуется общая и мелкая моторика, координация движений, равновесие; вырабатываются навыки правильного дыхания, укрепляются и развиваются голосовые связки.
Во время занятий речевыми упражнениями активно формируются речевые навыки : артикуляция, речевое интонирование (выразительность речи, развивается словарный запас. Речь ребенка становится более осмысленной.
Речевые упражнения способствуют развитию основных музыкальных способностей : слуху, ритму,музыкальной памяти, двигательной реакции на музыку.
Занятия упражнениями способствуют социальной адаптации детей: учат взаимодействию друг с другом, вырабатывают такие личностные качества, как толерантность и человеколюбие.
Материал, используемый в речевых упражнениях, может быть самым разнообразным: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, имена, рифмы. Можно использовать как простейшие поэтические композиции, звуковые бессмыслицы (чепуховые/тарабарские рифмы, так и народный фольклор, лучшие образцы детской классической литературы. В работе также могут быть использованы стихи и попевки, сочиненные детьми. Главное, материал должен быть доступным детскому восприятию. Чем меньше ребёнок, тем проще материл.
Важнейшим свойством музыкального материала, избираемого педагогом, является возможность его использования в соответствии со структурой элементарного музицирования (система К. Орфа) :
• удобно реализовываться в движении (язык жестов, пластика,танец);
• иметь речевое и вокально-интонационное воплощение;
• ритмически обрабатываться с помощью звучащих жестов:
хлопков в ладоши, по коленям, груди, рукам, щелчков;
• реализовываться в инструментовке шумовыми и звуковысотными инструментами (традиционными и нетрадиционными).
Все способы работы с материалом в конце занятия собираются в единую композицию, включающую движение, речь и пение, оркестровку,- в «единую форму», подразумевающую элементы театрализации.
При планировании включения речевых упражнений в занятие необходимо учитывать:
• образное содержание стихотворного текста, его строение, фразы, характерные речевые обороты, мелодические интонации;
• определить объем музыкально-теоретических сведений, которые должен получить и использовать в своей работе ребенок;
• предположить варианты пластических или танцевальных движений;
• выбрать метод представления материала- имитационный (повторение и практика) или проблемный (через исследование, игру и импровизацию, сочинение);
• спланировать структуру работы с музыкальным материалом, предусмотреть возможности упрощения или сокращения количества заданий (по степени возможности их реализации в процессе занятия).
Для активизации познавательной формы деятельности детей следует соблюдать последовательность работы:
• наблюдение, проба, эксперимент;
• отработка технических элементов, тренинг;
• создание законченной формы.
Для активизации процесса течения занятия необходимо определить:
• формы взаимодействия детей (организация по группам, парами с партнером, в большой группе- кругом, фронтально, полукругом и т. д.).
• круг проблем, которые дети могут решить самостоятельно, используя багаж своих знаний и навыков- актуальный уровень обучения;
• круг заданий, выполняемых детьми по наводящим вопросам и показам педагога- перспективный уровень обучения.
Планирование работы с использованием речевых упражнений на занятии в ДОУ может быть многофункциональным и включать в себя следующие виды работы:
• разучивание текста по фразам с использованием жестов-символов;
• ритмический рисунок исполняется «звучащими жестами»-
со словами и на придуманные детьми ритмослоги;
оркестровка «звучащими жестами» :
• оркестровка шумовыми инструментами;
• создание композиции- «единой формы»;
• игра с использованием данного материала.