Самарцева Оксана
Консультация для воспитателей «Как куклы могут нам помочь?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как куклы могут нам помочь[
Наверное, многие родители помнят, как малышам-дошколятам начинающим детсадовскую жизнь и 6-7 летним первоклашкам бывает сложно адаптироваться к новому образу жизни - привыкнуть к новым правилам поведения, режиму дня, новому месту (детскому саду, школе) и незнакомым людям, взрослым и детям. В период адаптации наш вполне спокойный ребёнок может стать капризным, непослушным или пугливым, подавленным… В коррекционной работе с детьми в период адаптации, в другие сложные для детей и взрослых периоды жизни, многие психологи и педагоги успешно используют куклотерапию…
Публикация «Консультация для воспитателей „Как куклы могут нам помочь?“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Куклы имеют особое значение для развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в особых эмоциональных, нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Игрушка для ребёнка - не только игра, забава. Кукла или мягкая игрушка может заменить реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому, потребность в такой игрушке возникает у большинства детей. Понаблюдайте, как и во что играют дети. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли, разные способы поведения, делится с игрушечным любимцем своими переживаниями, которые пришли из жизни и прежде всего из семьи. И, здорово, если мама, папа возьмут в руки куклы и помогут в игре освоить роль доброго, смелого, умного и заботливого человека. Иногда сама игрушка может подсказать во что, стоит поиграть - сейчас на полках магазинов огромный выбор! Покупая игрушку, подумайте, какую историю может рассказать вашему малышу уже всем известный герой сказок или мультиков.
Куклотерапия – для взрослых и детей хорошая возможность искренне выразить свои чувства, рассказать о себе и своих проблемах, возможность изменить к лучшему, укрепить детско-родительские взаимоотношения. Стоит вспомнить традиции, когда родители делали кукол вместе со своими детьми. Совместный процесс творчества не только подарит удивительную куклу, но и подскажет, чему ещё нужно научиться и родителям и ребёнку, чтобы достичь взаимопонимания. Изготовление куклы поможет ребёнку развить мелкую моторику руки, речь, фантазию, быстрее овладеть навыками общения, ведь через игрушку малышу разговаривать и познавать происходящее вокруг легче.
Любимая игрушка может быть использована в импровизированных спектаклях, сюжет которых является для ребенка по-особому значимым, например: медвежонок первый раз отправляется в детский сад, а зайчишка к зубному врачу. Кукла может попасть в любую кажущуюся ребёнку страшной историю, которая успешно завершается. Так, по мере развития сюжета, эмоциональное напряжение ребенка, может возрастать и, достигая максимальной выраженности, проявляться в ярких эмоциональных реакциях (игрушки смеются, злятся, обижаются, плачут, просят прощения, грустят, в результате которых напряжение, тревога спадают.
С помощью игры с куклой ребенок расстается с агрессивностью, тревожностью, страхами, застенчивостью, ревностью, проблемами в общении и порой с очень неприятными психосоматическими симптомами: заикание, тики, энурез, аллергии. На куклотерапевтических занятиях дети сначала разыгрывают небольшие сценки, а потом и спектакли. Но главная задача — не учить их быть артистами, а помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром. Через некоторое время дети, подростки или взрослые «артисты» начинают чувствовать себя комфортно, обретают внутреннее равновесие, а неприятные, беспокоящие реакции исчезают как-будто сами собой.
Больший интерес у детей разных возрастов вызывают куклы, которые являются продолжением тела кукловода (например, куклы перчаточного типа, одеваемые на руку, ребенок легко отождествляет себя с ними. Такие куклы могут быть проекциями ребенка или его родственников, а способ взаимодействия этих кукольных героев поможет по-новому взглянуть на взаимоотношения в семье. Поэтому особенно эффективна куклотерапия, если на занятия будет собираться вся семья.
В куклотерапии используются различные виды кукол: куклы-костюмы (во весь наш рост, куклы - марионетки, перчаточные куклы, а так же сейчас очень популярные - пальчиковые, они наиболее просты в изготовлении и использовании в домашних мини-спектаклях, даже с совсем маленькими детьми. Технология работы с куклой включает в себя : изготовление кукол, сочинение рассказа «от лица» куклы, кукольные спектакли, истории, придуманные куклой-мамой (папой, бабушкой или другим близким взрослым, совместные семейные сказки. Самодельная кукла, надетая на палец или руку – своеобразный портрет автора, который является и его продолжением.
Для изготовления самых простых пальчиковых кукол потребуются следующие материалы: бумага для рисования, карандаши, фломастеры, краски, ластик, клей, ножницы и скотч. На небольшом прямоугольном листочке, в центре, нарисуйте маленькую фигурку куклы, затем склейте бумагу в виде цилиндра по размеру вашего пальца. Таким несложным образом можно сделать любого героя для интересного домашнего спектакля.
Надев получившуюся куколку на палец, придумайте историю, которую она могла бы рассказать о себе. Другие куклы могут задавать вам вопросы. Помните, что цель сочинения и проигрывания совместных семейных историй – гармонизация отношений в семье.
Не отказывайте себе и детям в этом мудром удовольствии – играйте в куклы! В любом возрасте!