Любовь Янкова
Консультация для воспитателей «Изобразительное искусство в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Тарасова Е. Б. - воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 21" г. Усолье-Сибирское;
Фархутдинова А. И. - воспитатель, МБДОУ "Детский № 21" г. Усолье-Сибирское.
Для художника все прекрасно,
потому что в каждом существе,
в каждой вещи проницательный взор
его открывает характер,
то есть ту внутреннюю правду,
которая просвечивает сквозь внешнюю форму.
И эта правда есть сама красота.
Огюст Роден
Публикация «Консультация для воспитателей „Изобразительное искусство в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Особенностью преподавания изобразительного искусства является то, что издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить как академическое обучение и свободное воспитание.
В первом случае учат детей изображать объекты в соответствии с требованиями реалистичного изображения искусства. При такой системе дети могут обрести некоторые навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыт решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это - обучение без творчества.
Во втором случае для детей создаются благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и тому подобное. Но это- творчество без обучения. Оно поднимается на волне «возрастной талантливости»,как бы помимо самого ребенка, и вместе с ней сходит на нет. Маленький художник не вступает во «владения» собственным творческим потенциалом.
Нужен третий путь- путь целенаправленного руководства творчески развитием детей. Первое, о чем надо думать что ребенок -субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме ребенка, не даст «верного»решение стоящей перед ним творческой задачи (например, если ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенные чувства, он решает по настоящему художественную задачу).
Творческие задачи носят открытый характер. Не имеют одинакового правильного ответа. Ответов столько, сколько людей их выполняет. Роль учителя не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих решений, а иногда защитить не стандартное решение. Создавая и сравнивая свои работы, дети задумываются о том, что радость и грусть бывают разными, что сами они – разные люди и должны учится понимать друг друга, в том числе и через свои рисунки.
Как в игре, так и в рисовании существуют один и тот же принцип: ребенок для самовыражения пробует себя и совершенствует свои способности. В рисовании он находит удовольствия но, прежде всего рисование стимулирует его к обогащению познаний о мире. Поэтому нужно стремится отходить от традиционных дидактических методов обучения, которые вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, навязывают стереотипные представления, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.
Занимаясь с ребенком рисованием следует соблюдать следующие основные правела:
1. Ребенок должен иметь максимальную свободу для определения инициативы и не обходимые для этого физическое и психологическое пространство.
2. У ребенка не должно быть не достатка в изобразительных материалах (фломастеры, цветные карандаши, краски и т. д)
3. Сюжет рисунка не должен подвергаться критики, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенка рисованием.
4. Рисунки,отобранные самим ребенком нужно разместить,где ни будь в удобном месте в квартире,и попросить ребенка объяснить их.
5. Нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем,что он любит рисовать. Любые возражения и критика по поводу поисков в изображении новых форм могут вызвать у ребенка упадническое настроение и отбить желание к рисованию. Лучше всего стимулировать ребенка в поисках нового постоянным интересам к его рисункам