Получи документы

Консультация «Использование тренажеров в работе с детьми»

Елена Шамардина
Консультация «Использование тренажеров в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте закладываются жизненный уровень, биологический и социальный компоненты здоровья. Не воспитав у детей данного возраста осознанного отношения к своему организму через здоровый образ жизни, общество никогда не сохранит тот потенциал здоровья, который заложен у ребёнка при рождении.

Старший дошкольный возраст благоприятный период для развития у детей координационных и скоростно-силовых качеств: силы, выносливости, гибкости и дети в этом возрасте стараются проявить эти физические качества, тренажеры в этом им помогают.

Публикация «Консультация „Использование тренажеров в работе с детьми“» размещена в разделах

Тренажеры - это учебно-тренировочные устройства или приспособления, используемые для развития двигательных навыков, выработки и совершенствования техники управления механизмом, восстановления опорно-двигательного аппарата человека.

Цель использования тренажеров :

Тренажеры способствуют укреплению разных групп мышц и всего организма в целом. Они достаточно просты и удобны в обращении, могут использоваться на физкультурных занятиях, во время гимнастики как после дневного сна, так и утром, в самостоятельной деятельности.

Занятия с тренажерами оказывают положительное воздействие на организм ребенка, но только в том случае, если нагрузка строго дозируется. Нагрузка, превышающая уровень физиологических возможностей ребенка, может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой, дыхательной систем и неблагоприятно отразиться на здоровье и развитии ребенка.

Применение тренажеров наиболее целесообразно в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет). Этот возраст наиболее благоприятен для развития координационных и скоростно-силовых качеств, выносливости и гибкости. Дети этого возраста уже способны анализировать свои движения и действия, контролируя, таким образом, свое самочувствие. Двигательная активность (ДА) к 6 годам становится более целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту, интересам и желаниям. Во время занятий с тренажерами старшие дошкольники стремятся не только поддерживать высокий уровень ДА, но и проявлять физические возможности – силу, ловкость, выносливость.

В настоящее время в дошкольных учреждениях используются тренажеры, укрепляющие разные группы мышц (простые и сложные).

Простые:

• "Эспандер" ;

• "Диск "Здоровье"

• Гантели, гири;

• Массажёры "Колибри");

• Мячи-массажёры;

• Резиновые кольца ;

• Массажные коврики ;

• Гимнастические ролики ;

• Гимнастические мячи.

Сложные:

• "Тяга верхняя";

• "Тяга нижняя";

• "Гребля";

• "Брусья опорные";

• "Скамья наклонная";

• "Велотренажер";

• "Жим ногами";

• "Бегущая дорожка".

В тренажерном зале нашего детского сада имеются сложные тренажеры :

1. Два комплекта спортивных комплексов "Батыр", которые состоят из

· гимнастических колец, предназначенных для развития мышц верхнего плечевого пояса, координационных способностей и силы

· веревочной лестницы и каната, предназначенных для развития мышц рук, ног, координационных способностей и используются для упражнений с лазанием;

· трапеция, предназначенного для развития мышц рук, спины и мышц брюшного пресса.

2. Велотренажер, предназначенный для развития выносливости и укрепления мышц ног.

3. Тренажер " Беговая дорожка", предназначенный для развития выносливости, укрепления мышц ног, укрепления сердечнососудистой системы и органов дыхания.

4. Батут, предназначенный для развития мышц ног, координационных способностей.

5. тренажер «Кузнечик»

и простые тренажеры :

- Тренажер-массажер «Колибри» предназначен для воздействия на различные рефлексогенные зоны, расположенные на подошве, также может применяться для массажа других частей тела- спины, бедер, икроножных мышц. Он также используется и в качестве – беговой дорожки.

· гантели (для укрепления рук и плечевого пояса);

· Мячи-массажеры (для массажа разных частей тела);

· Массажные коврики (для массажа ступней ног, профилактики плоскостопия);

· фитбол-мячи или гимнастические мячи (для развития гибкости позвоночника и координационных способностей).

. диск «здоровье» (для укрепления мышц туловища и ног, для укрепления вестибулярного аппарата)

Данные тренажеры отвечают основным педагогическим требованиям:

• имеют привлекательный вид, а значит, вызывают у детей интерес, побуждают их к разнообразной ДА;

• учитывают особенности образного восприятия дошкольников;

• позволяют создавать игровые ситуации с использованием разных сюжетов;

• доступны всем детям, независимо от их физической подготовленности (высокий, средний, низкий);

• моделируют такие движения как бег, прыжки, подлезания и др. ;

• соответствуют ростовым характеристикам детей и их функциональным возможностям.

Конструкции тренажеров соответствуют условиям эксплуатации в закрытых помещениях, а размещать их можно в соответствии с той методикой, которой придерживается педагог на физкультурных занятиях. Непременное условие – соблюдение мер, предупреждающих травматизм детей.

Кроме стандартного оборудования в зале имеется инвентарь, изготовленный из бросового материала: массажные коврики и дорожки, с использованием природных материалов (шишки, галька, песок, каштаны) и бросового материала (пуговицы, пробки); мячи; палочки для захвата пальцами ног; ленточки; массажеры для стоп с целью профилактики плоскостопия и укрепления мышц стопы.

Для снятия психоэмоционального напряжения ребенка, поддержания положительного эмоционального настроя и интереса в работе, приобретён "сухой" бассейн.

Для повышения двигательной активности ребенка, развития основных видов движения, для разнообразия игровой деятельности в спортивный зал были закуплены мягкие модули, занятия с которыми способствуют улучшению обменных процессов, сердечной деятельности и работы легких. Спортивный инвентарь и оборудование ежегодно пополняется и обновляется.

Методика использования тренажеров разного вида предполагает:

1. Допуск к занятиям только после определения врачом состояния здоровья детей и уровня их функциональной и физической подготовленности.

2. Определение оптимального объема физической нагрузки и ее распределение с учетом не только состояния здоровья детей дошкольного возраста, но и уровня их физической подготовленности.

3. Индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом не только вышеназванных критериев, но и уровня их двигательной активности.

4. Активизация мыслительной и двигательной деятельности детей путем использования различных игровых методов и приемов.

5. Создание таких условий, которые способствуют удовлетворению естественной потребности детей в двигательной активности и развитию физических и нравственно-волевых качеств личности.

Занятия с использованием тренажеров со старшими дошкольниками проводятся 4 раза в месяц. Три занятия проводятся по подгруппам во вторую половину дня. Один раз фронтально как НОД.

Ознакомление с тренажерами проводится с каждым ребенком индивидуально или небольшой подгруппой (5-6 чел).

Для его реализации следует распределить детей на 2 подгруппы на основе трех основных критериев:

1) состояние здоровья;

2) уровень физической подготовленности;

3) двигательная активность.

Первую подгруппу составляют дети практически здоровые, имеющие средний и высокий уровень ДА и хорошую физическую подготовленность.

Во вторую подгруппу могут быть включены дети II и III групп здоровья (частоболеющие, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения) с низким уровнем ДА и слабой физической подготовкой.

Занятия на простых тренажерах состоят из 3-х частей с включением основных видов движений или без включения, в зависимости от нагрузки: вводной (5-7 мин, основной (20 мин) и заключительной (3-4 мин)

Первая часть – разминка (5-7 минут). Включает ходьбу в разном темпе, легкий непрерывный бег (1,5-3 минуты, подскоки, прыжки, дыхательные и игровые упражнения на внимание и ориентировку в пространстве. Заканчивается разминка построением в колонну по два, по три, в шеренгу, в несколько колонн, кругов, произвольно. Дозировка физической нагрузки подбирается с учетом функциональных возможностей детей. Разминка направлена на психологическую и физиологическую подготовку.

Основная часть – (18-20 минут) начинается с выполнения со всеми детьми одновременно комплекса общеразвивающих упражнений с простейшими тренажерами, которые требуют силы, ловкости, выносливости, быстроты действий. На этапе разучивания комплекса упражнений с тренажерами не следует концентрировать внимание на согласованности действий и четкости их выполнения. Музыкальное сопровождение не дается. Дети выполняют упражнения по показу в среднем темпе. Упражнения предусматривают постепенную физическую нагрузку на разные группы мышц рук, плечевого пояса, ног, живота, спины. Амплитуда движений не должна быть слишком большой: достаточно высокая нагрузка приходится на суставы, связки, мышцы, а они у детей еще недостаточно крепкие.

В процессе выполнения общеразвивающих упражнений с тренажерами у детей постепенно вырабатывается общая выносливость. К 6 годам они способны выполнять упражнения не только по показу педагога, но и на основе его объяснений и указаний. Потому что уже осознают двигательную задачу, имеют достаточно четкие представления о направлении движений (в стороны, вправо, влево, вверх, вниз, способны контролировать свои действия и добиваться их четкого выполнения.

На занятиях следует планировать не более 7-10 упражнений с простейшими тренажерами из разных исходных положений. Каждое повторяется 3-7 раз в зависимости от его сложности и подготовленности детей. В каждое занятие можно включать не более двух новых упражнений. При выполнении упражнений особое внимание следует обращать на осанку и дыхание детей, контролируя сочетание вдоха и выдоха с определенными моментами движения.

Для каждого упражнения важно предусмотреть название, а также смену исходных положений. В процессе обучения необходимо использовать разные методы и приемы: показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение, звуковое сопровождение (музыка, счет, удары, звуки и т. д.). Следует помнить: частота и глубина дыхания связаны с интенсивностью и характером физической и эмоциональной нагрузки. Важно не забывать о поощрениях детей: слишком строгая оценка может способствовать появлению негативного отношения к занятиям. В течение учебного года следует постепенно добиваться от детей качественного выполнения упражнений с простейшими тренажерами. Освоенный комплекс может проводится под музыку.

Основная часть занятия предусматривает индивидуальное обучение детей основным видам движений. После выполнения комплекса упражнений с простейшими тренажерами даются упражнения в основных видах движений и одно игровое, подобранное с учетом уровня двигательной активности детей.

Это может быть полоса препятствий или эстафета. Можно предложить детям несколько вариантов полосы препятствий с использованием разных модулей и физкультурных пособий (батут, кольца, кубы, конусы, гимнастическая стенка, наклонные бумы, дуги разной высоты, игровой лабиринт и т. д.). К детям предъявляют достаточно высокие требования с точки зрения качества выполнения движений. Им предлагаются игровые упражнения на полосе препятствий повторяются 1-3 раза в одном направлении. Дети выполняют произвольные движения под музыку, а также игровые упражнения на развитие быстроты движений, переключения с одного вида деятельности на другой, ловкости. К качеству выполнения движений предъявляются менее высокие требования по сравнению с первой подгруппой.

Третья, заключительная часть занятия (3-4 минуты) направлена на обеспечение плавного снижения физической нагрузки, на снятие возбужденности у детей. В эту часть занятия, как правило, включают спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями или малоподвижную игру.

Занятия на тренажерах сложного устройства начинаются с разминки (2 – 3 мин, которая включает разные виды ходьбы, бега, упражнения на дыхание.

В основную часть вместо ОРУ и основных движений включены упражнения на тренажерах сложного устройства. Они выполняются по подгруппам (5 – 7 детей) с учетом основных критериев или индивидуально путем круговой тренировки

Для проведения круговой тренировки организуются так называемые станции – несколько групп тренажеров в количестве от 4-х до 8 и общим количеством тренажеров на них в соответствии с количеством детей в группе. Сущность круговой тренировки заключается в том, что каждый ребенок упражняется последовательно на каждом виде тренажеров, причем сложность движений и степень нагрузки предлагается каждому ребенку в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей, т. е. предлагается выполнить определенное количество повторений упражнения или дается временной коридор для выполнения данного задания. От занятия к занятию число повторений увеличивается, а временной коридор удлиняется. Так, на первом занятии дети выполняют упражнение минимальное количество раз и минимальное время – 1 минута, а на каждом последующем занятии время выполнения увеличивается и доводится до 2 минут на каждой «станции»тренажере.

По сигналу дети одновременно приступают к упражнениям на своих местах. По истечении определенного времени по сигналу дети переходят к смене «станций», тем самым определяя временную продолжительность выполняемого упражнения.

По окончании выполнения каждого задания на «станциях», во избежание переутомления, все дети выполняют дыхательные упражнения, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, психогимнастические этюды, а также упражнения на релаксацию, которые разучивались на предыдущих занятиях и поэтому уже хорошо знакомы детям и могут проводиться ими самостоятельно.

Дети продолжают переходить от одного упражнения на тренажерах («станциях») к другому, передвигаются по кругу, выполняя, таким образом, все предложенные педагогом упражнения.

После завершения круговой тренировки организуется подвижная игра, которая подбирается с учетом степени нагрузки, полученной детьми, а также с учетом их пожеланий.

Третьей, заключительной части занятия на тренажерах отводится не более 3-4 минут. Она включает элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнения-релаксации, игровые упражнения для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, игр и упражнений для развития творческих способностей детей.

При работе на тренажерах очень важно контролировать нагрузку и следить за состоянием здоровья каждого ребенка. Сначала проводятся контрольные занятия, на которых присутствует медсестра и измеряет пульс, давление до и после нагрузки. По этим показаниям планируется нагрузка для каждого ребенка. Через каждые 2 – 3 минуты ребенку предлагается отдохнуть, выполняя упражнения на расслабление и дыхание. В конце проводятся упражнения на расслабление.

Публикации по теме:

«Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи». Консультация для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи» Консультация для воспитателей Театр - самый доступный.

Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ Подготовили: учитель-логопед Е. М. Вотинова, педагог-психолог Е. С. Вотинова МАДОУ «Центр.

Использование логосказки в коррекционной работе с детьми ОНР Мастер-класс на тему «Использование логосказки в коррекционной работе с детьми ОНР». В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений.

Использование метода Флортайм в работе с детьми РАС Хочу познакомить всех с методом Флортайм, применяемый с детьми РАС. "Использование метода Флортайм в работе с детьми РАС". Развитие личности.

Консультация «Использование метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста» Введение Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье детей – это величайший труд педагога». У современных педагогов.

Использование мультимедийных презентаций в работе с детьми и родителями Информатизация в нашем современном обществе существенно изменила практику повседневной жизни вообще, и в педагогике в том числе. Поэтому,.

Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет)Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет) Помню, как в детстве любила играть в кубики с картинками! Наверное, и вы любили. И все дети любят подобные игры - головоломки! Я обязательно.

Использование светового куба в работе с детьми с ЗПР Данный материал в виде презентации показывает, как можно использовать световой куб в коррекционной работе дефектолога, психолога, и логопеда.

Консультация для воспитателей «Использование логоритмических игр в работе с детьми с нарушениями речи» Движение, речь и музыка – основа логоритмических игр. Логоритмические игры способствуют преодолению самых разнообразных речевых расстройств.

Использование интерактивной песочницы в работе с детьми с ОВЗ В последнее время активно разрабатываются определенные направления работы, которые связаны с увеличением детей с ограниченными возможностями.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Использование тренажеров в работе с детьми»
Опубликовано: 29 декабря 2017 в 00:22
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Использование тренажеров в работе с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шамардина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД