Татьяна Емелина
Консультация для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду.
Песня звучит на утренниках и развлечениях, музыкальных вечерах и спектаклях кукольного театра, она сопровождает многие игры, танцы, хороводы, она – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребенок напевает свою незамысловатую мелодию.
Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Музыкальные игры. Консультации
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Темочки
В детском саду дошкольники поют песни различного характера. Постепенно дети начинают понимать: чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять их по-разному: одни песни отрывисто или протяжно, другие – легко или напевно. Использование приема исполнения песни подгруппами или с солистом окажет в этом действенную помощь. Так, Алеша К. очень любил петь. Он знал много песен. Дети всегда с большим желанием слушали его. На музыкальном занятии после вопроса: «Кто хочет спеть песню?» - все сразу поворачивались в сторону Алеши. Конечно, это хорошо, что пение товарища нравится ребятам. Но задача педагога научить самостоятельно петь каждого ребенка, поэтому нужно обратить внимание на малоактивных, застенчивых, робких детей. Мы решили игру «Музыкальный телефон» использовать так, чтобы она помогла каждому выразительно исполнить песню, а не только узнать ее по картинке. При этому дети старались подражать пению Алеши. За основу подражания они брали не манеру исполнения песни, а прежде всего каждый стремился чисто интонировать и передавать характер песни так же, как и Алеша.
Для закрепления знакомых песен мы используем игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано; 2-3 детей (один ребенок) должны узнать песню по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально; узнать песню, сыгранную на металлофоне или аккордеоне. Ценность игры еще в том, что дети, определяя произведение, закрепляют знания о музыкальных инструментах. Хорошо, когда роль ведущего в этой игре берет на себя не музыкальный руководитель, а воспитатель. В таком случае игру можно будет проводить в свободное от занятий время.
Дети часто обращаются к песни с целью выразить через нее свое настроение. Мама Ромы заметила, что мальчик, играя с солдатиками, всегда напевает одну и ту же маршевую мелодию. Он пытается ее петь и на улице, бодро маршируя по дороге в детский сад. Когда мама спросила, что он поет, Рома ответил: «Это «Походный марш» Кабалевского, с этим маршем можно идти в бой».
Детям нравятся песни о Родине, о мире. Они поют их торжественно, с подъемом, «как большие». При исполнении песни ребят учат правильно передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии, особенно, когда песня звучит тихо. В свободное от занятий время дети самостоятельно организуют различные музыкально-дидактические игры, связанные с пением. В таких играх у детей развивается чувство товарищества, ответственность. В качестве примера можно привести музыкально-дидактическую игру «Музыкальный магазин», которую дети часто организовывают в группе. Продавец-ребенок, предлагая покупателю требуемую пластинку, должен голосом воспроизвести мелодию. От его исполнения зависит, возьмут ли у него данную пластинку или попросят другую, т. е. от ребенка требуется и чистота звучания, и правильная нюансировка звука, и соблюдение всех оттенков при исполнении. Таких музыкально-дидактических игр много, и дети с удовольствием в них играют, развивая своеобразное творческое отношение к музыкальным произведениям, разученным на занятиях.
Свое представление о той или иной песне дети передают в рисунках. Постепенно можно создать альбом рисунков, содержание которых составят знакомые песни, музыкальные произведения. В нашем саду такой альбом находится в музыкальном уголке старшей и подготовительной к школе групп. Время от времени у нас организуются выставки рисунков, в которых дети изображают свою разнообразную музыкальную деятельность и в саду, и дома.
Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки, проводимые на музыкальном занятии до разучивания какой-либо песни. Многие педагоги детских садов используют в своей работе «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. Следует сказать о большой ценности этого сборника в музыкальном развитии детей. Здесь подобран материал с учетом постепенного перехода от простого задания к сложному, а яркие красочные иллюстрации дают возможность лучше понять разницу звуков по высоте, длительности, заинтересованность ребенка той или иной песенкой. Ценно и то, что все задания в букваре даны в игровой форме, а следовательно, они доступны детям.
Самые простые игровые приемы по развитию музыкального слуха мы используем в работе с малышами, начиная с двухлетнего возраста. Сначала определяются конкретные задачи, продумывается весь ход музыкально-дидактического задания. Иллюстрации «Музыкального букваря» мы увеличиваем и используем на занятиях в качестве демонстрационного материала. Например, прослушав попевку «Качели», ребенок получает задание определить по одному звуку, где находятся качели (внизу или вверху, и показать на картинке. Если он определит правильно, все хлопают. Таким образом, проходит своеобразная игра на определение звуков по высоте.
Попевку «Бубенчики» можно использовать по-разному: для закрепления знания о звуках разный высоты и в качестве музыкально-дидактической игры. Раздают карточки, на которых изображены три колокольчика, разные по цвету (карточки могут выполнять сами дети, соответствующие звучанию того или иного колокольчика. Например, красный – низкий колокольчик, желтый – средний, зеленый – высокий. Когда на каком-либо инструменте звучит низкий звук, дети поднимают карточку с красным колокольчиком и т. д.
Большую часть заданий дети младшего дошкольного возраста выполняют по показу воспитателя, музыкального руководителя, а затем самостоятельно.
В игре «Где мои детки?» развивается умение различать звуки, разные по высоте, дети с удовольствием отвечают тоненьким голоском маме-утке, кошке, птичке. И уже при повторном проведении игры малыши твердо знают, что мама-кошка поет низким голосом, а котенок – высоким.
Для определения звуков по высоте можно использовать и такой прием. Малыши слушают мелодии, характеризующие любимые детские игрушки: медведя, зайчика и птичку. Дети определяют музыку и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя на нижнюю, зайчика на среднюю, птичку на верхнюю): «Вы сыграли про медведя, он большой и тяжелый, может стоять на нижней ступеньке». Таким образом, игровая форма задания дает возможность подвести детей к пониманию низких, средних и высоких звуков.
Обычно для распевок берут несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, попевок, которые дети поют с различных звуков. Одновременно они могут прохлопать ритмический рисунок, в дальнейшем отстучать его музыкальным молоточком на бубне или металлофоне (на одной пластинке).
В средней группе задания усложняются. Ритмический рисунок распевки берется немного сложнее. В этой группе дети должны уметь самостоятельно исполнить ритмический рисунок попевки на одном звуке какого-либо музыкального инструмента (металлофоне, триоле, губной гармошке).
В музыкально-дидактических играх детей этого возраста могут быть использованы и ударные инструменты: различные погремушки, угольники, бубны. Через 2-3 занятия ребята, как правило, уже могут исполнить ту или иную попевку сразу на нескольких инструментах, нажимая определенную клавишу, кнопку. Получается целый оркестр, что доставляет всем немалую радость.
В старших группах проводится более разнообразная работа по различению звуков по высоте и длительности. Попевки помогают определить направление мелодии, они учатся находить в мелодии два коротких и один длинный звук. «Звук тянется дольше», - говорит ребенок.
Движение мелодии вверх, вниз можно проиллюстрировать на музыкальной лесенке с пятью ступеньками. Ребенок показывает всем, как звучит мелодия, передвигает матрешку по лесенке вверх или вниз. После этого детям можно предложить другую попевку и обратить их внимание, что здесь, помимо движения мелодии вверх, есть два звука, которые находятся на одной высоте. Продемонстрировать это движением руки вправо на одном уровне.
Большую помощь в работе музыкального руководителя может оказать фланелеграф. Фланель с изображением нотного стана (пяти линеек) натягивается на демонстрационную доску. Ноты-кружки (с обратной стороны наклеена фланель) накладываются на какую-либо линейку или между линейками нотного стана. Выкладывая ноты-кружки, дети учатся правильно передавать мелодию знакомой песни: определять звуки по высоте; движение мелодии (вверх, вниз).
Для развития ритмического чувства используются различные музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке, например, можно взять народную прибаутку «Андрей-воробей». Вначале с детьми разучивается сама прибаутка, т. е. слова и мелодия, а затем уже ребята передают ритмический рисунок этой прибаутки.
Различные попевки, прибаутки могут звучать в следующих дидактических играх: «Определи по ритму», «Отгадай», «Сколько нас поет?» и др.