МААМ-картинки

Возможности музыкально-дидактических игр как средства развития музыкально-сенсорных способностей детей младшего возраста

Наталья Ефимова
Возможности музыкально-дидактических игр как средства развития музыкально-сенсорных способностей детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Возможности музыкально-дидактических игр как средство развития музыкально-сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста

Игра представляет собой особую деятельность, которая «расцветает» в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Мы ставим перед собой следующие задачи:

- дать общую характеристику музыкально-дидактическим играм.

- охарактеризовать возможности музыкально-дидактических игр в развитии музыкально-сенсорных способностей дошкольного возраста.

Публикация «Возможности музыкально-дидактических игр как средства развития музыкально-сенсорных способностей детей младшего возраста» размещена в разделах

Большинство современных ученых объединяет игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.

ИГРА - основная деятельность детей дошкольного возраста, в которой могут иметь место хороводы, песни, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

По содержанию:

-математические

-сенсорные

-речевые

-музыкальные

-природоведческие

-для ознакомления с окружающим

По дидактическому материалу:

-словесные

-настольно -печатные

-с предметами и игрушками.

По характеру игровых действий:

-игры-путешествия

-игры-предложения

-игры-поручения

-игры-загадки

-игры-беседы.

По познавательному интересу:

-интеллектуальные

-эмоциональные

-регулятивные

-творческие

-социальные.

В специальный подраздел выделены музыкально-дидактические игры, в процессе которых развиваются музыкально-сенсорные способности.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н. А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально - сенсорных

способностей на настольные, подвижнее, хороводные. За основание этой классификации взять различие игровых действий детей.

Э. П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей.

Л. Н. Комисарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития музыкального восприятия : для различения характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно классифицировать музыкальные игры и пособия именно поэтому основанию их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей :

- ладового чувства;

- музыкально-слуховых представлений;

- чувства ритма.

При этом развитии музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различие звуков по высоте и деятельности) играет важную роль.

1. Игры и пособия для развития ЛАДОВОГО ЧУВСТВА - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку, способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные) и пособий.

2. Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связаны с различением и воспроизведением звукового движения. В формировании музыкально-слуховых представлений большую роль играют моторика, интеллектуальные, зрительные представления, опора на восприятие мелодии, для развития этой способности используются музыкально-дидактические игры и пособия.

Развитие способности музыкально-слуховых представлений требует слуховой сосредоточенности, воспроизведения мелодии голосом или на музыкальном инструменте

3. Развитие чувства РИТМА - восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способности активно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить - предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

Развитие у детей основных музыкальных способностей : ЛАДОВОГО ЧУВСТВА, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма - должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и приемами (наглядные слуховые, практические, беседа, наблюдение)

Рассмотрим возможности музыкально-дидактических игр как средство развития музыкально-сенсорных способностей.

Развитие музыкально-сенсорных способностей проходит на музыкальных занятиях.

Занятия должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение.

Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно.

Иногда музыкально-дидактические игры проводятся на занятии (чаще всего во второй его части) как отдельный вид деятельности.

Дидактические игры на музыкальных занятиях мы начинаем проводить с первой младшей группой.

А так же в процессе пения. Песня звучит на утренниках и развлечениях, музыкальных вечерах и спектаклях кукольного театра, она сопровождает многие

игры, танцы, хороводы, она - один из основных моментов творческих проявлений у детей.

Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки, проводимые на музыкальном занятии до заучивания какой-либо песни.

В игре «Где мои детки?» развивается умение различать звуки, разные по высоте, дети с удовольствием отвечают тоненьким голоском маме - утке, кошке, птичке.

Обычно для распевок берут несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, подпевок, которые дети поют с различных звуков. Одновременно они могут прохлопать ритмический рисунок, в дальнейшем отстучать его музыкальным молоточком на бубне или металлофоне.

А так же музыкально-дидактические игры помогают развитию музыкально-сенсорных способностей в процессе слушания.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями различного характера, они переживают, испытывают определенные чувства.

Слушание музыки играет большую роль в развитии самостоятельной музыкальной деятельности ребенка.

Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используется различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.

Слушание произведений в грамзаписи- один из приемов восприятия музыкальных произведений.

В процессе музыкально-ритмических движений, так же происходит развитие музыкально-сенсорных способностей.

Одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.

Умению согласовывать движения с музыкой следует обучать детей с раннего возраста. Начинать лучше с простейших движений: притопы, прихлопы, помахивания платочком.

В процессе подготовки музыкально-дидактических игр музыкальный руководитель и воспитатель варьируют использование различных приемов и методов, выбор которых зависит от программного содержания, возможностей детей, развиваемых способности и навыков. Педагог на каждом этапе работы над музыкально-дидактическими играми планирует и осуществляет деятельность с детьми, учитывая образовательные, развивающие и воспитывающие возможности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Музыкально-дидактические игры рассматриваются при непосредственном овладении и уточнениями детьми различных понятий: «средства музыкальной выразительности», «динамика», «регистр», «лат», «чувство» и др…

Педагог обязательно сопровождает этот процесс сочетания словесных методов с наглядными материалами, помогает в разучивании игр.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкально-сенсорных способностей, так же велики. Помимо того, что у детей продолжается развитие всех психических процессов- внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь, эмоции, так же продолжается в процессе разучивания и исполнения разнообразного музыкального и литературного материала, развитие чувства ритма, темпа музыкальных и творческих способностей. Кроме того, развиваются физические качества ребенка: мелкая

моторика рук, умение красиво и ритмично выполнять движения, владеть осанкой, пластикой рук, ног при исполнении танцевальных композиций, технические приемы игры на музыкальных инструментах.

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

Музыкально-дидактические игры выражаются в следующем: во-первых, происходит активное музыкально-сенсорное восприятие личности ребенка, во-вторых, развивается его личностное качество: организованность, внимательность, согласованность действий, желание исполнять правильно и не подвести педагога и товарищей.

Таким образом, возможности музыкально-дидактических игр как средства музыкально-сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста достаточно многообразно:

- в процессе подготовки и участия музыкально-дидактических игр у детей воспитываются личностные качества: организованность, ответственность;

- у детей дошкольного возраста в процессе разучивания и исполнения музыкально-дидактических игр продолжается развитие психических процессов (внимания, мышления, память, воображение, восприятие, речь, двигательных умений и навыков, пластика и выразительность движения, музыкальных, речевых и творческих способностей;

- образовательные задачи музыкально-дидактических игр заключаются в следующем: у детей обогащается лексический словарь, они хорошо различают разнообразные музыкально-сенсорные понятия.

Публикации по теме:

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. 1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и.

Теоретические основы развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста (курсовая работа) Введение Продолжение. Понятие способностей в психолого-педагогической литературе Проблема развития способностей занимает важное место,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности музыкально-дидактических игр как средства развития музыкально-сенсорных способностей детей младшего возраста
Опубликовано: 20 октября 2013 в 17:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности музыкально-дидактических игр как средства развития музыкально-сенсорных способностей детей младшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ефимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД