Наталья Ефимова
Возможности музыкально-дидактических игр как средства развития музыкально-сенсорных способностей детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Возможности музыкально-дидактических игр как средство развития музыкально-сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста
Игра представляет собой особую деятельность, которая «расцветает» в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Мы ставим перед собой следующие задачи:
- дать общую характеристику музыкально-дидактическим играм.
- охарактеризовать возможности музыкально-дидактических игр в развитии музыкально-сенсорных способностей дошкольного возраста.
Публикация «Возможности музыкально-дидактических игр как средства развития музыкально-сенсорных способностей детей младшего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Большинство современных ученых объединяет игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.
ИГРА - основная деятельность детей дошкольного возраста, в которой могут иметь место хороводы, песни, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
По содержанию:
-математические
-сенсорные
-речевые
-музыкальные
-природоведческие
-для ознакомления с окружающим
По дидактическому материалу:
-словесные
-настольно -печатные
-с предметами и игрушками.
По характеру игровых действий:
-игры-путешествия
-игры-предложения
-игры-поручения
-игры-загадки
-игры-беседы.
По познавательному интересу:
-интеллектуальные
-эмоциональные
-регулятивные
-творческие
-социальные.
В специальный подраздел выделены музыкально-дидактические игры, в процессе которых развиваются музыкально-сенсорные способности.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н. А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально - сенсорных
способностей на настольные, подвижнее, хороводные. За основание этой классификации взять различие игровых действий детей.
Э. П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей.
Л. Н. Комисарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития музыкального восприятия : для различения характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.
Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно классифицировать музыкальные игры и пособия именно поэтому основанию их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей :
- ладового чувства;
- музыкально-слуховых представлений;
- чувства ритма.
При этом развитии музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различие звуков по высоте и деятельности) играет важную роль.
1. Игры и пособия для развития ЛАДОВОГО ЧУВСТВА - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку, способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные) и пособий.
2. Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связаны с различением и воспроизведением звукового движения. В формировании музыкально-слуховых представлений большую роль играют моторика, интеллектуальные, зрительные представления, опора на восприятие мелодии, для развития этой способности используются музыкально-дидактические игры и пособия.
Развитие способности музыкально-слуховых представлений требует слуховой сосредоточенности, воспроизведения мелодии голосом или на музыкальном инструменте
3. Развитие чувства РИТМА - восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способности активно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить - предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.
Развитие у детей основных музыкальных способностей : ЛАДОВОГО ЧУВСТВА, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма - должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и приемами (наглядные слуховые, практические, беседа, наблюдение)
Рассмотрим возможности музыкально-дидактических игр как средство развития музыкально-сенсорных способностей.
Развитие музыкально-сенсорных способностей проходит на музыкальных занятиях.
Занятия должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение.
Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно.
Иногда музыкально-дидактические игры проводятся на занятии (чаще всего во второй его части) как отдельный вид деятельности.
Дидактические игры на музыкальных занятиях мы начинаем проводить с первой младшей группой.
А так же в процессе пения. Песня звучит на утренниках и развлечениях, музыкальных вечерах и спектаклях кукольного театра, она сопровождает многие
игры, танцы, хороводы, она - один из основных моментов творческих проявлений у детей.
Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки, проводимые на музыкальном занятии до заучивания какой-либо песни.
В игре «Где мои детки?» развивается умение различать звуки, разные по высоте, дети с удовольствием отвечают тоненьким голоском маме - утке, кошке, птичке.
Обычно для распевок берут несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, подпевок, которые дети поют с различных звуков. Одновременно они могут прохлопать ритмический рисунок, в дальнейшем отстучать его музыкальным молоточком на бубне или металлофоне.
А так же музыкально-дидактические игры помогают развитию музыкально-сенсорных способностей в процессе слушания.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями различного характера, они переживают, испытывают определенные чувства.
Слушание музыки играет большую роль в развитии самостоятельной музыкальной деятельности ребенка.
Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используется различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.
Слушание произведений в грамзаписи- один из приемов восприятия музыкальных произведений.
В процессе музыкально-ритмических движений, так же происходит развитие музыкально-сенсорных способностей.
Одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.
Умению согласовывать движения с музыкой следует обучать детей с раннего возраста. Начинать лучше с простейших движений: притопы, прихлопы, помахивания платочком.
В процессе подготовки музыкально-дидактических игр музыкальный руководитель и воспитатель варьируют использование различных приемов и методов, выбор которых зависит от программного содержания, возможностей детей, развиваемых способности и навыков. Педагог на каждом этапе работы над музыкально-дидактическими играми планирует и осуществляет деятельность с детьми, учитывая образовательные, развивающие и воспитывающие возможности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Музыкально-дидактические игры рассматриваются при непосредственном овладении и уточнениями детьми различных понятий: «средства музыкальной выразительности», «динамика», «регистр», «лат», «чувство» и др…
Педагог обязательно сопровождает этот процесс сочетания словесных методов с наглядными материалами, помогает в разучивании игр.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкально-сенсорных способностей, так же велики. Помимо того, что у детей продолжается развитие всех психических процессов- внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь, эмоции, так же продолжается в процессе разучивания и исполнения разнообразного музыкального и литературного материала, развитие чувства ритма, темпа музыкальных и творческих способностей. Кроме того, развиваются физические качества ребенка: мелкая
моторика рук, умение красиво и ритмично выполнять движения, владеть осанкой, пластикой рук, ног при исполнении танцевальных композиций, технические приемы игры на музыкальных инструментах.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ
Музыкально-дидактические игры выражаются в следующем: во-первых, происходит активное музыкально-сенсорное восприятие личности ребенка, во-вторых, развивается его личностное качество: организованность, внимательность, согласованность действий, желание исполнять правильно и не подвести педагога и товарищей.
Таким образом, возможности музыкально-дидактических игр как средства музыкально-сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста достаточно многообразно:
- в процессе подготовки и участия музыкально-дидактических игр у детей воспитываются личностные качества: организованность, ответственность;
- у детей дошкольного возраста в процессе разучивания и исполнения музыкально-дидактических игр продолжается развитие психических процессов (внимания, мышления, память, воображение, восприятие, речь, двигательных умений и навыков, пластика и выразительность движения, музыкальных, речевых и творческих способностей;
- образовательные задачи музыкально-дидактических игр заключаются в следующем: у детей обогащается лексический словарь, они хорошо различают разнообразные музыкально-сенсорные понятия.