Светлана Шахмина
Консультация для воспитателей «Использование мини-музеев в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное учреждение - это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии детей. Поэтому нашей главной задачей является развитие познавательных способностей воспитанников.
Каждый воспитатель, руководствуясь общими принципами организации зон развития ребенка, стремится внести собственную «изюминку» в интерьер группы. Такой «изюминкой» в нашей работе стало создание мини-музеев.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование мини-музеев в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора.
Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Я считаю, что создание мини-музеев в детском саду – это дополнительная возможность расширить кругозор малышей, познакомить с увлекательным миром предметов, историей их происхождения. При создании мини - музея мы преследовали одну цель: приобщить детей к сокровищам истории, культуры, искусства.
Мы живём в небольшом посёлке, который не имеет своего музея. Далеко не все родители посещали музеи со своими детьми в городе, так как большинство из них считают, что дети всё равно ничего не поймут.
В детском саду дети получают первоначальное представление о том, что такое музей. Это поможет привить интерес и любовь к посещению подобных мест в дальнейшей жизни.
При организации мини музея нашими основными задачами были следующие:
формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
формировать бережное отношение к музейному предмету;
формировать наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления;
пробуждать интерес детей к истории страны через историю родного края, своей семьи;
дать элементарные знания об окружающем;
заинтересовать родителей совместным с детьми посещением музеев;
активнее вовлекать родителей в жизнь группы, ДОУ.
Педагогические функции мини-музеев:
Образовательная
• Использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к новому, неизвестному для ребенка;
• Развитие зрительно - слухового восприятия, усвоение информации.
Развивающая
• Расширять кругозор дошкольника;
• Развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно - физиологических структур;
• Обогащать словарный запас.
Воспитательная
• Формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
• Становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и воспитания;
• Формирование осмысленного отношения к получаемой информации.
Очень важно, что в создании мини - музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.
Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музеев можно организовать кратковременные (часто однодневные) выставки, которые называются «экспресс - выставками».
Дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии могут проводить сами ребята, а в младших обо всем рассказывать воспитатели.
Экспонаты музея могут, использоваться воспитателями для работы с детьми для ознакомления с окружающим миром.
Главное, мини-музеи становятся неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада, группы.
Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании. Собирание коллекций - занятие увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных воспитателем по собственной инициативе.
В мини – музеях мы используем различные формы работы с музейными экспонатами: тематические игры, праздники, беседы, совместные и самостоятельные дидактические игры, викторины, выставки, развлечения, экскурсии по мини-музею. В творческой познавательной деятельности: сочинение загадок, рассказов, стихов, изготовление открыток на тематику мини-музея. Дети – это не просто зрители, они полноценные участники подготовки всех мероприятий, и, как правило, очень серьезно и ответственно относятся к этому процессу.
В настоящее время в детском саду функционирует три мини-музея:
Мини-музей «Русская изба».
Не случайно выбран формат экспозиции – воссоздание домашней обстановки и быта далекого прошлого. Знакомство с русским фольклором в рамках мини-музея «Русская изба» позволяет создать подходящий антураж и атмосферу погружения в ушедшую эпоху. Многие старинные вещи, которыми пользовались наши предки в повседневной жизни, вызывают огромный и неподдельный интерес у детей. Например, деревянная и глиняная посуда, вышитые полотенца и скатерти, веретено, прялка. В рамках лексической темы с детьми мы проводим образовательные занятия – рассказываем и показываем назначение всех предметов музея, их использование. Параллельно идет знакомство с устным народным творчеством русского народа – сказками, песнями, пословицами, прибаутками. Обновление коллекции музея должно происходить постоянно, для этого составляется проект мини-музея "Русская изба" в ДОУ. Он содержит план предстоящих мероприятий помесячно, дифференцированный для воспитанников разных возрастов. Например: Знакомство с обстановкой импровизированной избы. Детей может встретить как гостей хозяйка в национальном костюме, рассказать о том, как вели домашнее хозяйство, топили печь, носили воду в деревянных ведрах с коромыслом, пекли хлеб, пряли, ткали с помощью старинных инструментов и приспособлений. Возрождение старинных народных и православных праздников, таких как Масленица, Рождество, Пасха. Например, разучивание колядок с детьми, традиционных песен, игр, чтение сказок и рождественских историй, рассказ о приметах и обычаях. Инсценировка русской народной сказки с участием воспитанников старших групп. Практическое занятие – осваивание народных ремесел, например, изготовление куклы или роспись посуды. В рамках музея можно организовать отдельную выставку народных инструментов: деревянных ложек, свистулек, трещоток, освоить игру на них и выступить с этим номером на концерте для родителей.
Мини – музей кукол из ткани.
Что может быть милее, чем тряпичная мягкая кукла, сделанная своими руками? Именно их маленькие девочки любят больше всего. В чем же секрет? Ведь совсем не зря наши далекие предки делали таких кукол для оберегов. Традиция сохранилась еще с языческих времен, когда славяне поклонялись солнцу. В основном, их дарили женщинам и девушкам - для счастливого замужества, семейного благополучия, защиты от нечистой силы. Верили, что кукла Берегиня поможет. В старину для их изготовления в ход шло не только домотканое полотно, но и солома, лыко. Ее конструкция гениально проста – кусок холста нужно набить чем-нибудь мягким изнутри, придать ему форму фигуры человека и обмотать нитями, выделяя голову, руки, талию. После этого заготовку украшают в соответствии с ее предназначением. Цвет лент, ниток, элементы декора должны строго соответствовать канонам. Интересно, что у таких ритуальных фигурок не прорисовывали черты лица. Естественно, для поделок в детском саду все эти условности соблюдать не обязательно. Главное к процессу создания кукол присовокупить интересный рассказ об их истории. Поделку несложно изготовить, шить ничего не надо, поэтому практические занятия можно проводить даже в младших группах. Дети не только научатся этому самобытному ремеслу, но и узнают много нового о старинных традициях. А уж потом можно устроить кукольный конкурс красоты мини-музея кукол в ДОУ. Какими только они ни бывают! Украсит музей коллекция самодельных и авторских кукол для кукольных спектаклей. Для расширения кругозора детей дошкольного возраста можно сделать выставку кукол в национальных костюмах. На помощь в этом случае, конечно, придут мамы – помогут сшить самобытные наряды. Экскурсия будет этнографической и географической – педагог расскажет, где и какие народности живут. Подборка кукол, наряженных персонажами сказок, поможет детям в усвоении прочитанных книг. Это еще одно домашнее задание для совместного творчества с мамами. Можно провести конкурс на самого узнаваемого героя сказки, или необычный костюм. Дети очень любят показывать такие выставки гостям, осваивать работу в мини-музее ДОУ.
Мини – музей книги.
Прививать детям привычку к чтению важно с самого раннего возраста. Тогда книги станут его верными и постоянными спутниками на протяжении всей жизни. Пожалуй, лучшее место для мини-музея книги в ДОУ – это раздевалка в каждой группе. Книги подбирают в соответствии с рекомендациями для каждой возрастной группы и выставляют так, чтобы их было хорошо видно и детям, и родителям. Зачастую мамы просто не знают, что лучше почитать своему малышу на ночь – для них такой стенд станет надежным ориентиром для формирования домашней библиотеки. По календарному плану, составленному для паспорта мини-музея в ДОУ, на занятиях происходит знакомство детей с различными литературными жанрами и писателями. Так книжный уголок постоянно обновляется и меняется. Сегодня в нем старинные европейские сказки, а в следующем месяце – рассказы Зощенко и стихи Маршака. Книги военной, солдатской тематики будут интересны в первую очередь мальчикам. На соседнюю полку книжной выставки педагоги ставят дидактические материалы для родителей, помогающие в обучении грамоте и навыкам чтения. Таким образом, книжная тема охватывает огромный срез разнообразной информации, необходимой детям для полноценного духовного и личностного развития. Детский сад играет важнейшую роль в формировании богатого литературного багажа в детских умах. Не секрет, что многие дети именно здесь впервые знакомятся с лучшими произведениями русской классической и советской литературы, начинают испытывать тягу к чтению.
Создание мини-музеев в детском саду подарило нашим воспитанникам и их родителям много ярких, незабываемых впечатлений, позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Наши мини-музеи всегда открыты для посетителей, а экспонаты используются для проведения игр, занятий и праздников. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях детского сада не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок и родитель — лишь зрители, а здесь они — соавторы, творцы и созидатели. Каждый наш мини-музей это — познавательный и воспитательный центр, а самое главное, результат творческой, совместной работы воспитателей, детей и родителей.