Елена Саранова
Консультация для воспитателей «Интерактивная технология. Технологии ИКТ»
▼ Скачать + Заказать документы
Определение
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, которые интегрированы с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и последующего использования информации в интересах ее пользователей.
В настоящее время ИКТ активно внедряются в процесс обучения не только в школах и ВУЗах, но и в дошкольном образовании. Информатизация образования продиктована требованиями, которые предъявляет современное общество к качеству обучения и развитию познавательных навыков у дошкольников.
Публикация «Консультация для воспитателей „Интерактивная технология, Технологии ИКТ“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Задачи
Основными задачами ИКТ в образовательный процесс являются:
1. Повышение качества обучения на основании использования в образовательном процессе ИКТ.
2. Повышение интеллектуальной и творческой активности дошкольников, посредством применения активных методов обучения.
3. Осуществление адаптации ИКТ обучения в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями детей.
4. Осуществление преемственности и непрерывности в воспитании и обучении дошкольников, а также детей с ОВЗ.
5. Осуществление совершенствования программного и методического обучения образовательного процесса. В рамках ФГОС.
6. Повышение уровня актуальности современной системы дошкольного образования и ее соответствие требованиями со стороны общества и государства.
Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий
момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного
образования. Информатизация системы образования предъявляет новые
требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это
особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии
развития информационного общества. Мы видим, какие значительные
перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во
многом это связано с обновлением научной, методической и материальной
базы обучения и воспитания.
Одним из важных условий обновления является использование новых
информационных технологий. На сегодняшний день воспитателю доступен
довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер,
использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода
мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование. Воспитатели должен стать для
ребенка проводником в мир новых технологий.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий
призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию
детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.
Одним из инновационных направлений являются компьютерные и
мультимедийные технологии.
Применение информационно-коммуникационных технологий в
дошкольном образовании становится все более актуальным, так
как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и
привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей,
усилить творческую составляющую учебного процесса.
Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды
(ППРС) ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным
критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является
созданная предметно-пространственная среда. ППРС должна быть
вариативной и содержательно насыщенной, т. е. оснащена средствами
обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым
оборудованием. Поэтому основная задача ДОУ: совместить в едином
развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и
наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать
отправной точкой для работы над целым направлением — создание
интерактивной образовательной среды.
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является
использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации
образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с
вербальных методов образования на методы поисковой и творческой
деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в
большей степени, становится соучастником, помощником. Использование
компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать образовательный процесс более наглядным, интересным;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в
образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ могут быть:
- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития,
планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).
- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям,
к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп,
кабинетов.
кабинетов.
- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных
образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Познавательное развитие» и другие области НОД.
Презентация помогает:
-объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая
от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций,
аудио и видео аппаратуры.
- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет
ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров
по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в
виртуальный мир один на один с компьютером.
- обучающие программы. Выполняя задания, ребенок учится планировать,
выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него
развивается способность к прогнозированию результата действий. Он
начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало овладения
основами теоретического мышления.
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и
для родителей.
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.
- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью
информационного и научно-методического сопровождения образовательного
процесса.
Требования к использованию ИКТ в соответствии СанПиН.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального
развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-
воспитательных целях в дошкольных учреждениях требуется тщательная
организация как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с
возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие
длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не
более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером для
профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо
выполнить несложную гимнастику для глаз.
Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя
позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование.
Информационные технологии значительно расширяют возможности
воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста.
Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу
в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями
воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно
способствует повышению качества образовательного процесса.
Преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:
- Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс,
способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации
умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.
-ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат
своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать
моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.
- Наличие современных информационно-технических средств и навыков
работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять
поставленные задачи.
- Использование ИКТ значительно повысит культуру труда педагога;
способствует изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом;
повышает качество проводимых организационно-методических мероприятий,
а также качество предоставляемых сопроводительных материалов;
-мотивировирует и стимулирует познавательную и творческую активность
педагогов и детей; расширяет возможности для самореализации.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые
дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его
«оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы,
которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и
собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В
частности, прекрасные возможности создает систематизация и
структурирование учебного материала, а так же наличие и активное использование. Появляется возможность концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и
скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и
особенностей программы.