Щеглова Анна
Консультация для воспитателей «Инновационные технологии в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В российском образовании провозглашены принципы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации, которые дают педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений возможность выбирать и конструировать образовательный процесс по своей модели.
Внедрение новых технологий в системе дошкольного образования обусловлено рядом причин. Инновационные технологии используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей. Кроме этого, важное значение имеет и конкуренция, когда детские сады соревнуются друг с другом на звание самого современного ДОУ. Награда известна — большое количество желающих попасть именно в этот детский сад.
Публикация «Консультация для воспитателей „Инновационные технологии в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Инновации могут проявляться не только в форме новых программ, но и в ряде других сфер, которые совместно обеспечивают гармоничную работу дошкольного учреждения. Это и управленческая деятельность, и работа с кадрами, и работа с родителями. Остановимся на современных образовательных технологиях.
Специалисты утверждают, что инновационные технологии в ДОУ внедрять не только можно, но и нужно. Однако следует учитывать, что к педагогическим технологиям, применяемым в образовательном процессе детей дошкольного возраста, предъявляется несколько строгих требований. К ним относятся:
1. Концептуальность, предполагающая, что воспитательный процесс должен основываться на определенной научной концепции.
2. Системность – требование, предусматривающее, что технологиям необходимо обладать всеми признаками, характерными для системы. То есть они должны быть целостными, логичными, а составляющие их элементы – взаимосвязанными.
3. Управляемость – требование, под которым подразумевается, что педагогическому коллективу должна быть обеспечена возможность ставить перед собой определенные цели, планировать процесс обучения, по ходу работы корректировать те или иные моменты.
4. Воспроизводимость – требование, в соответствии с которым технология должна быть одинаково эффективна вне зависимости от личности педагога, применяющего ее на практике.
В образовательном процессе ДОУ используются следующие инновационные технологии :
- Здоровьесберегающие технологии
- Технологии проектной деятельности
- Технологии исследовательской деятельности
- Информационно-коммуникационные технологии
- Личностно ориентированные технологии
- Игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информацион-ном, психологическом, биоэнергетическом.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит : от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем детей, от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагога, показателей здоровья детей.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
· Пальчиковая гимнастика - с младшего возраста, с подгруппой и всей группой ежедневно.
· Динамические паузы - во время НОД, 3-5 мин. По мере утомления детей со 2-й младшей группы
· Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. В зависимости от интенсивности нагрузки, может включаться в физкультминутки во время НОД
· Дыхательная гимнастика - в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста
· Закаливающие мероприятия, дорожки здоровья - после сна, ежедневно, начиная с младшего возраста. Во время НОД по физической культуре
· Подвижные и спортивные игры (элементы спортивных игр, как часть НОД по физической культуре, на прогулке, в группе (средней и малой степени подвижности,ежедневно, все возрастные группы.
Проблемно-диалогическая технология
Целями проблемно-диалогической технологии являются : развитие у детей логического, рационального, критического, творческого, вероятностного мышления; формирование их познавательной самостоятельности и познавательных способностей; превращение знаний в убеждения; формирование интереса к познанию и научным знаниям; формирование чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях.
В ходе применения технологии ребёнок выступает в роли равноправного партнёра, проявляющего живой интерес к познаваемому объекту, становится активным участником образовательного процесса, информацию получает не в готовом виде, а в процессе организации исследовательской поисковой деятельности, в результате чего происходит творческое усвоение материала без принуждения и натаскивания. Процесс познания в этом случае включает следующие этапы.
Этапы организации процесса познания:
- Побуждение ребёнка к активности (момент удивления, постановка проблемной задачи, которая должна быть понятной, вызывать интерес, содержать новизну, быть трудной, но доступной и посильной, мотивирующей ребёнка на поиск).
- Поиск смысла происходящих изменений и открытие нового знания через диалог, дискуссию: «Подумаем вместе», «Чем похожи и чем отличаются», «У меня есть такое предположение о причинах изменения …», «Думаю так, как ты», «Я с тобой согласна»
- Рефлексия и фиксация степени соответствия поставленной цели результатам деятельности: «Хотели узнать и узнали …». Проживание отношения к познаваемому объекту в продуктивной деятельности (перевоплощение в игровой персонаж по выбору, создание положительной репутации ребёнку). Используется методика незаконченного предложения (Я понял, что… Я думаю, что… и др.)
Таким образом, проблемно-диалогическая технология – это способ организации активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно поставленным содержанием.
Технологии исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
Технология проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Проектная деятельность включает в себя:
- задание для детей, сформулированное в виде проблемы
- целенаправленную детскую деятельность Формы взаимодействия детей с воспитателем, друг с другом, родителями
- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Проектная деятельность дошкольников может быть:
Познавательно-исследовательского характера
Игрового характера
Творческого характера
По продолжительности: краткосрочные проекты(1 неделя- полгода) и долгосрочные (полгода - несколько лет).
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка.
Личностно-ориентированным подходом обладают программы, широко используемые в детских садах: «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства в отрочество».
Игровые технологии
Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Информационно-коммуникативные технологии
Задачи:
1. Стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ;
2. Сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Особенности использования ИКТ:
Требования к компьютерным программам ДОУ:
Исследовательский характер
Легкость для самостоятельных занятий детей
Развитие широкого спектра навыков и представлений
Возрастное соответствие
Занимательность.
Классификация программ:
Развитие воображения, мышления, памяти
Говорящие словари иностранных языков
Простейшие графические редакторы
Игры-путешествия
Обучение чтению, математике
Использование мультимедийных презентаций
Преимущества:
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
Обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий :
- Недостаточная методическая подготовленность педагога
- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
- Бесплановость, случайность применения ИКТ
- Перегруженность занятия демонстрацией.
Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе.