Получи документы

Консультация для воспитателей «Игры с мячом, как средство развития лексико-грамматических категорий у дошкольников»

Колыбельникова Светлана
Консультация для воспитателей «Игры с мячом, как средство развития лексико-грамматических категорий у дошкольников»

Применение речевых игр с мячом в практической работе с детьми даёт положительные результаты, являясь эффективным приёмом формирования у дошкольников правильных речевых навыков.

Грамматический строй речи - это умение изменять и образовывать слова, а также правильно согласовывать их в словосочетаниях и в предложениях.

Словарь у детей дошкольного возраста обогащается преимущественно в процессе игры. Игра – и речевая игра в том числе – приемлемая и интересная для любого ребёнка деятельность. Не секрет, что в игре сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко, непринуждённо и спонтанно. Дети играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они развивают и закрепляют свои языковые умения и речевые навыки, усвоенные ранее, а так же учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. В ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнёрства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки и умения.

Публикация «Консультация для воспитателей „Игры с мячом, как средство развития лексико-грамматических категорий у дошкольников“» размещена в разделах

Игры по расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. Но, наглядность не всегда есть под рукой. Именно поэтому, использование игр с мячом, особенно, вне занятий (в режимные моменты, на прогулке в тёплое время года, несомненно, принесёт положительные результаты в работе по обогащению словарного запаса детей, практическому усвоению сложных языковых понятий, формированию навыков словообразования и словоизменения.

Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.

Возможные варианты игр с мячом :

• перебрасывание мяча друг другу;

• прокатывание мяча, сидя на ковре или по столу;

• бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;

• бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.

«Мяч сейчас бросай и животных (овощи, фрукты, транспорт) называй» Дикие животные (волк, лиса, белка) Овощи (помидор, огурец, репа). Игра сопровождается перебрасыванием мяча.

«Кто как разговаривает» Ход: «Мяч лови, да поскорей назови язык зверей». (Корова мычит; собака лает, тигр рычит; змея шипит; волк воет)

«Подскажи словечко» Ход: «Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто то – нет». Ворона каркает, а сорока? (стрекочет) Сова летает, а кролик? (прыгает) Крот роет норки, а сорока? (гнездо). Корова ест сено, а лиса?

«Чей домик?» или «Кто где живет?» Ход: «Кто в берлоге, кто в норе? назови-ка поскорей!» В дупле-белка; в скворечнике -скворец; в норе –лиса.)

«Скажи ласково» Ход: «Мячик маленький поймай, да словечко приласкай». Тарелка-тарелочка; мыло- мыльце; белка- белочка. и. т. д.

«Что происходит в природе» Ход: «Человек легко находит, что в природе происходит». Солнце (что делает) светит, греет. Ручьи (что делают) бегут, журчат. Птицы (что делают) прилетают, вьют гнёзда, поют.

«Кто как передвигается?» Ход: «Кто летает, кто плывёт, кто ползт, а кто идёт». Летают: птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы. Плавают: рыба, дельфины, киты, моржи, акулы. Ползают: змеи, гусеницы, черви. Прыгают: блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы.

«Что делают эти животные?» Ход: «Что животные умеют, птицы, рыбы, кошки, змеи?» Утка летает, плавает, ныряет, крякает. Кошка мурлычет, мяукает, крадётся, умывается.

«Животные и их детеныши» Ход: «Человеческие дети знают всех зверят на свете». Взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. (У тигра, медведя, коровы, льва, верблюда, свиньи, слона, волка, овцы, лося,лошади, лисы, белки,собаки.)

«Один - много» Ход: «Мы волшебники немного, был один, а станет много». Взрослый называет существительное в начальной форме (именительный падеж, единственное число) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч, например: мяч – (мячи).

«Скажи наоборот» Ход: «Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот». Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет противоположное по значению слово и возвращает мяч, например: горячий -(холодный, мокрый-(сухой).

«Из чего сделано?» Ход: «Вот предмет, а из чего люди сделали его?»

Взрослый называет предмет и бросает ребёнку мяч. Ребенок называет относительное прилагательное и возвращает мяч, например: ваза из стекла-(стеклянная ваза,шкаф из дерева – (деревянный шкаф).

«Чья голова? Чей хвост?»

Ход: «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова». Взрослый бросает ребё нку мяч и спрашивает: - у вороны голова чья? Ребёнок, возвращая мяч, должен сказать: - воронья, у рыси голова (чья) рысья; (у рыбы, у кошки, у сороки, у зайца, у медведя,у волка, у верблюда, у лебедя, у орла, у тигра и т. д.)

«Лови и бросай- цвета называй» Ход: «Что у нас какого цвета мы расскажем вам об этом». Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Взрослый: красный, а ребенок: помидор, флаг, огонь. ( Оранжевый: морковь, апельсин, цветок ; зеленый: лист, огурец, трава, лес; фиолетовый: слива, сирень, баклажан; голубой: небо, лед, незабудка и т. д.)

«Лови, бросай, дни недели называй» Ход: «В календарь не зря глядели- все мы помним дни недели. Взрослый называет «понедельник», а ребёнок продолжает (или наоборот).

«Что за чем?» Ход: «Что за чем у нас идёт, каждый год и круглый год? Сколько месяцев в году? Назови летние месяцы. Назови первый месяц лета. Назови последний месяц зимы. Каким месяцем заканчивается осень?

«Бывает не бывает» Ход: «Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!» Летом ледоход? Игра указывает на явления природы и сезонные изменения: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза.

«Кто кем был?» Ход: «Мы, конечно, не забыли, кем ещё вчера мы были». Рыба икринкой; цыплёнок-яйцом; лошадь-жеребёнком; хлеб-мукой; шкаф доской. ?

«Кто что делает?» Ход: «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди?» Взрослый говорит название профессии, а ребёнок подбирает слово-действие, например: врач-(лечит, строитель – (строит, повар – (варит). Игра сопровождается перекидыванием мяча.

«Весёлый повар» Ход: «Повар приготовил угощение из фруктов, ягод, овощей. Давай попробуем и угадаем, из чего какое каждое блюдо?» Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает, например: сок из апельсина - (апельсиновый сок, варенье из малины - (малиновое варенье, пюре из картофеля - … (картофельное пюре). Игра сопровождается перекидыванием мяча.

«Собери словечко» Ход: «Слог да слог и будет слово мы в игру сыграем снова». Взрослый произносит первую часть слова, а ребё нок вторую: ма ма; ма шина; Са хар; са ни; шу ба.

Данные игры помогут весело, интересно и с пользой провести время!

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности Слайд № 1. Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности. Слайд № 2. Нарушение.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск»Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме (названия города, его жителей, некоторых.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда»Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Игры с мячом, как средство развития лексико-грамматических категорий у дошкольников»
Опубликовано: 15 июня 2020 в 23:06
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД