Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Игры с мячом, как средство развития лексико-грамматических категорий у дошкольников»

Колыбельникова Светлана
Консультация для воспитателей «Игры с мячом, как средство развития лексико-грамматических категорий у дошкольников»

Применение речевых игр с мячом в практической работе с детьми даёт положительные результаты, являясь эффективным приёмом формирования у дошкольников правильных речевых навыков.

Грамматический строй речи - это умение изменять и образовывать слова, а также правильно согласовывать их в словосочетаниях и в предложениях.

Словарь у детей дошкольного возраста обогащается преимущественно в процессе игры. Игра – и речевая игра в том числе – приемлемая и интересная для любого ребёнка деятельность. Не секрет, что в игре сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко, непринуждённо и спонтанно. Дети играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они развивают и закрепляют свои языковые умения и речевые навыки, усвоенные ранее, а так же учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. В ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнёрства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки и умения.

Публикация «Консультация для воспитателей „Игры с мячом, как средство развития лексико-грамматических категорий у дошкольников“» размещена в разделах

Игры по расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. Но, наглядность не всегда есть под рукой. Именно поэтому, использование игр с мячом, особенно, вне занятий (в режимные моменты, на прогулке в тёплое время года, несомненно, принесёт положительные результаты в работе по обогащению словарного запаса детей, практическому усвоению сложных языковых понятий, формированию навыков словообразования и словоизменения.

Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.

Возможные варианты игр с мячом :

• перебрасывание мяча друг другу;

• прокатывание мяча, сидя на ковре или по столу;

• бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;

• бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.

«Мяч сейчас бросай и животных (овощи, фрукты, транспорт) называй» Дикие животные (волк, лиса, белка) Овощи (помидор, огурец, репа). Игра сопровождается перебрасыванием мяча.

«Кто как разговаривает» Ход: «Мяч лови, да поскорей назови язык зверей». (Корова мычит; собака лает, тигр рычит; змея шипит; волк воет)

«Подскажи словечко» Ход: «Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто то – нет». Ворона каркает, а сорока? (стрекочет) Сова летает, а кролик? (прыгает) Крот роет норки, а сорока? (гнездо). Корова ест сено, а лиса?

«Чей домик?» или «Кто где живет?» Ход: «Кто в берлоге, кто в норе? назови-ка поскорей!» В дупле-белка; в скворечнике -скворец; в норе –лиса.)

«Скажи ласково» Ход: «Мячик маленький поймай, да словечко приласкай». Тарелка-тарелочка; мыло- мыльце; белка- белочка. и. т. д.

«Что происходит в природе» Ход: «Человек легко находит, что в природе происходит». Солнце (что делает) светит, греет. Ручьи (что делают) бегут, журчат. Птицы (что делают) прилетают, вьют гнёзда, поют.

«Кто как передвигается?» Ход: «Кто летает, кто плывёт, кто ползт, а кто идёт». Летают: птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы. Плавают: рыба, дельфины, киты, моржи, акулы. Ползают: змеи, гусеницы, черви. Прыгают: блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы.

«Что делают эти животные?» Ход: «Что животные умеют, птицы, рыбы, кошки, змеи?» Утка летает, плавает, ныряет, крякает. Кошка мурлычет, мяукает, крадётся, умывается.

«Животные и их детеныши» Ход: «Человеческие дети знают всех зверят на свете». Взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. (У тигра, медведя, коровы, льва, верблюда, свиньи, слона, волка, овцы, лося,лошади, лисы, белки,собаки.)

«Один - много» Ход: «Мы волшебники немного, был один, а станет много». Взрослый называет существительное в начальной форме (именительный падеж, единственное число) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч, например: мяч – (мячи).

«Скажи наоборот» Ход: «Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот». Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет противоположное по значению слово и возвращает мяч, например: горячий -(холодный, мокрый-(сухой).

«Из чего сделано?» Ход: «Вот предмет, а из чего люди сделали его?»

Взрослый называет предмет и бросает ребёнку мяч. Ребенок называет относительное прилагательное и возвращает мяч, например: ваза из стекла-(стеклянная ваза,шкаф из дерева – (деревянный шкаф).

«Чья голова? Чей хвост?»

Ход: «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова». Взрослый бросает ребё нку мяч и спрашивает: - у вороны голова чья? Ребёнок, возвращая мяч, должен сказать: - воронья, у рыси голова (чья) рысья; (у рыбы, у кошки, у сороки, у зайца, у медведя,у волка, у верблюда, у лебедя, у орла, у тигра и т. д.)

«Лови и бросай- цвета называй» Ход: «Что у нас какого цвета мы расскажем вам об этом». Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Взрослый: красный, а ребенок: помидор, флаг, огонь. ( Оранжевый: морковь, апельсин, цветок ; зеленый: лист, огурец, трава, лес; фиолетовый: слива, сирень, баклажан; голубой: небо, лед, незабудка и т. д.)

«Лови, бросай, дни недели называй» Ход: «В календарь не зря глядели- все мы помним дни недели. Взрослый называет «понедельник», а ребёнок продолжает (или наоборот).

«Что за чем?» Ход: «Что за чем у нас идёт, каждый год и круглый год? Сколько месяцев в году? Назови летние месяцы. Назови первый месяц лета. Назови последний месяц зимы. Каким месяцем заканчивается осень?

«Бывает не бывает» Ход: «Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!» Летом ледоход? Игра указывает на явления природы и сезонные изменения: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза.

«Кто кем был?» Ход: «Мы, конечно, не забыли, кем ещё вчера мы были». Рыба икринкой; цыплёнок-яйцом; лошадь-жеребёнком; хлеб-мукой; шкаф доской. ?

«Кто что делает?» Ход: «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди?» Взрослый говорит название профессии, а ребёнок подбирает слово-действие, например: врач-(лечит, строитель – (строит, повар – (варит). Игра сопровождается перекидыванием мяча.

«Весёлый повар» Ход: «Повар приготовил угощение из фруктов, ягод, овощей. Давай попробуем и угадаем, из чего какое каждое блюдо?» Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает, например: сок из апельсина - (апельсиновый сок, варенье из малины - (малиновое варенье, пюре из картофеля - … (картофельное пюре). Игра сопровождается перекидыванием мяча.

«Собери словечко» Ход: «Слог да слог и будет слово мы в игру сыграем снова». Взрослый произносит первую часть слова, а ребё нок вторую: ма ма; ма шина; Са хар; са ни; шу ба.

Данные игры помогут весело, интересно и с пользой провести время!

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности Слайд № 1. Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности. Слайд № 2. Нарушение.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск»Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме (названия города, его жителей, некоторых.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда»Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Игры с мячом, как средство развития лексико-грамматических категорий у дошкольников»
Опубликовано: 15 июня 2020 в 23:06
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Игры с мячом, как средство развития лексико-грамматических категорий у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Колыбельникова Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД