Сотникова Наталия
Консультация для воспитателей «Игровая ситуация на занятиях по математике»
▼ Скачать + Заказать документы
По какой схеме традиционно организуются занятия по математике во всех возрастных группах детского сада?
Воспитатель, как правило, более всего озабочен тем, чтобы подать материал занимательно. По мнению профессора, доктора педагогических наук А. Белошистой, и я согласна с ее точкой зрения, необходим иной подход. И вот почему.
Причина первая. Внешняя символическая деятельность (по Л. С. Выгодскому, являясь формой психологического сотрудничества, должна превратиться «в индивидуальный способ поведения, перенеся внутрь психологической системы ребенка ту структуру, которая и при переносе сохраняет все основные черты символического строения». Какая именно «структура» переносится «внутрь психологической системы ребенка» во время занятия по математике, на котором звери (куклы) в цирке решают арифметические примеры, а он, ребенок, должен помочь им, т. е. ответить так, как требует решение?
Публикация «Консультация для воспитателей „Игровая ситуация на занятиях по математике“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
При подобном подходе практически теряется суть развивающего воздействия математической символической деятельности на «психологическую систему ребенка». Нет, конечно никто не против игровых ситуаций. Они должны быть. Но ситуации психологически и методически не разрушающие воздействие математической символической деятельности на личностное развитие ребенка. В этом плане интерес представляет исследование Е. В. Филиппова «Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной», где действия персонажа, сказочного или игрового, рассматриваются как средство формирования условно-динамической позиции дошкольника в предлагаемых обстоятельствах (в учебно-игровой ситуации). Если игровая ситуация организована так, что по ходу ее ребенок принимает на себя роль условного лица, персонаж становится опосредующим звеном между ребенком и его действием, создавая возможность осознания собственных действий.
Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, не только способствует снятию феномена центрации у ребенка, но и помогает преодолеть разрыв, возникающий при переходе от ведущей игровой деятельности к учебной. Иными словами, игровая ситуация на занятии должна давать ребенку возможность и даже необходимость принятия на себя роли действующего персонажа. В данном контексте словосочетание «действующий персонаж»-ключевое, так как ребенок имеет возможность принять на себя роль главного действующего лица.
Причина вторая. В дошкольный период необходимо формировать осознаваемую учебно-познавательную мотивацию. Именно осознаваемую, так как прежде всего осознаваемость определяет успешную учебную деятельность в школе. Маскируя занятие различными развлекательными деталями, мы тем самым теряем и методический смысл, и математическую сущность. Веселая обстановка не только не помогает, а наоборот мешает пониманию и усвоению математического материала.
Основная задача педагога – отработать содержание, доступное детям, с учетом их возрастных особенностей и метадически грамотно подать его. Слишком трудное задание отнимает у ребенка много времени и сил, а самое страшное формирует отрицательное отношение к математике, неверие в собственные силы, негативную мотивацию, заниженную самооценку.
Цель дошкольного образования – формировать механизмы, необходимые для последующей успешной учебной деятельности ребенка в школе. Главный психологический стержень этих механизмов, как сказано выше, развитие учебно-познавательной мотивации к самому процессу познания.