Папки-передвижки

Консультация для родителей «Познавательный потенциал дидактической игры»

Наталья Кормилина
Консультация для родителей «Познавательный потенциал дидактической игры»
▼ Скачать +Заказ

Огромная роль в развитии познавательного потенциала и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Игра не только формирует личность дошкольника, но и является способом познания окружающего мира.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Публикация «Консультация для родителей „Познавательный потенциал дидактической игры“» размещена в разделах

С помощью игры развивается внимание память, мышление, воображение дошкольника, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Среди детских игр особое место занимают дидактические игры.

Согласно ФГОС: Программа реализуется, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Благодаря игре ребенок развивается во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте являются различные игры: дидактические, познавательные, подвижные, речевые, музыкальные, игры-драматизации.

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности и как форма познания, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство формирования различных сторон личности ребенка.

И задача воспитателя стоит в том, чтобы сделать игру интересной и содержательной, чтобы в её процессе дети учились переживать возвышенные, благородные чувства, учились мечтать и фантазировать. А основной целью игр это оказание помощи детям в исследовании окружающего мира во всей его красоте и гармонии, не хаотично, а в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, при помощи дидактической игры. В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Именно поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Приходится считаться с индивидуальными особенностями каждого ребенка при выборе задания, постановке вопроса - одному нужно дать задачу легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенно внимания требуют дети робкие, застенчивые. Иногда такой ребенок знает, как ответить, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Здесь необходимо ему помочь преодолеть застенчивость, ободрить его, похвалить за малейшую удачу, чаще спрашивать, чтобы приучить выступать перед коллективом. Таким образом, в дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка, развитием в нем и во всем детском коллективе познавательного потенциала.

Учитывая актуальность данной проблемы, необходимо активизировать работу по планированию дидактических игр, которые, должны занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы.

С помощью дидактических игр успешно решаются следующие задачи:

1. Формирование системы различных знаний об окружающем мире, мире природы.

2. Развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности.

3. Формирование познавательных интересов, любознательности, самостоятельности, инициативности.

Работу с дидактическими играми выстраивать необходимо поэтапно:

- Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастом и индивидуальными особенностями детей;

- Определяется наиболее удобное время для проведения дидактических игр, выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

- Определяется количество играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- Подготавливается необходимый дидактический материал для выбранной игры (игрушки разных размеров, предметы, картинки).

Дидактические игры можно разделить на три группы:

1. Дидактические игры с предметами.

2. Настольные игры.

3. Словесно дидактические.

Дидактические игры с предметами. Во время игр с предметами дети знакомятся с их свойствами и признаками, сравнивают, классифицируют их. Выделяют, объединяют предметы по одному признаку, что способствует развитию логического мышления. В дидактической игре обязательно нужно уделять внимание речи детей, побуждать их отвечать на вопросы, высказывать свое предположение.

Настольные игры предусматривают действия не с предметами, а с их изображениями. Они ориентированы на решение таких игровых заданий: подбор картинок, карт – картинок во время очередного хода. Благодаря таким действиям дети уточняют свои представления, систематизируют знания об окружающем мире, развивают мыслительные процессы, пространственные ориентации, смекалку, внимание.

Играя в лото «Растения», «Животные», закрепляются их названия, правильность их произношения, дети учатся классифицировать их. Для формирования умения воссоздать целый предмет из его частей, используются игры: «Разрезные картинки», «Составь целое из частей», «Пазлы», «Мозаика». Для закрепления цвета и формы игры «Подбери предмет такого же цвета», «Найди такой же». Закрепляя, познавательный интерес детей к профессиям используются игры: «Профессии», «Кому что нужно».

Большое значение в познавательном развитии детей имеют словесно - дидактические игры. К ним относятся:

-игры-путешествия (они усиливают впечатление, придают познавательное содержание, обращают внимание детей на то, что существует рядом).

-игры-поручения (побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения).

-игры-загадки (развивают способность к анализу).

-игры-беседы (основой является общение воспитателя с детьми, детей между собой. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова).

Словесно-дидактические игры являются самыми сложными, поскольку заставляют оперировать представлениями, мыслить о вещах, с которыми в то время они действуют. Дети описывают предметы, отгадывают их по описанию, рассуждают.

Таким образом, дидактические игры развивают познавательный потенциал детей. Решают задачи умственного и нравственного развития ребенка.

Каждая игра - общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа, сотрудничества в которой, он учится радоваться успехам друзей и стойко переносить свои неудачи. Формируется умение играть по правилам и подчинятся им, понимать, что путь к победе возможен через преодоление трудностей.

В дидактических играх роль воспитателя огромная. Воспитатель вводит детей в ту или иную игру и знакомит с методом ее ведения. Участвуя в ней, сам ведет ее так, чтобы решалось большее число дидактических задач. Необходимо быть не только учителем, но и участником игры, учить детей играть, стараться вовлечь всех детей в игру, постепенно подводя их к умению следить за действиями и словами товарищей.

Подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Пальчиковые игры» Рука является вышедшим наружу головным мозгом. И. Кант По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное,.

Дидактическая игра «Осенние витамины»Дидактическая игра «Осенние витамины» Дидактической игры «Осенние витамины» Цель: закреплять представления о пользе витаминов и их значение для здоровья человека, уточнить знания.

Игры на кухне. Консультация для родителей ИГРЫ НА КУХНЕ (консультация для родителей) Уважаемые родители! Сегодня мы будем учиться играть с детьми. на кухне. Вот уж неподходящее.

Консультация для родителей «Игры на кухне» Уважаемые родители! Старайтесь как можно больше уделять внимание своему ребенку, даже если вы очень заняты! Ведь очень интересно творить.

Консультация для родителей «Игры для детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Игры для ребенка от 2 до 3 лет». Ребенок к двум годам уже знаком с миром предметов и замечательно с ним взаимодействует.

Консультация для родителей «Игры с прищепками»Консультация для родителей «Игры с прищепками» Уважаемые родители! Ребенок живет в игре. Играя, он познает мир, общается с ним, запоминает правила поведения… Важно обеспечить для.

Консультация для родителей «Песочные игры»Консультация для родителей «Песочные игры» Консультация для родителей «Песочные игры» Наступило лето. Наши дети большую часть времени проводят на воздухе. Кто -то отдыхает на море,.

Консультация для родителей «Значение дидактической игры в жизни детей» «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Консультация для родителей «Словесные игры» СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Это два неразрывно.

Конспект дидактической игры «Моё поведение» Цель игры: - продолжать формировать представления о хороших и плохих поступках, умение слышать и слушать друг друга, договариваться, приходить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Познавательный потенциал дидактической игры»
Опубликовано: 4 февраля 2017 в 17:44
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Познавательный потенциал дидактической игры»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кормилина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД