Савченко Наталья
Консультация для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста в режимные моменты»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «ДС №35 г. Благовещенска»
Воспитатель группы раннего возраста
Савченко Наталья Владимировна
«Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста в режимные моменты»
Публикация «Консультация для воспитателей „Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста в режимные моменты“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Режим дня. Консультации для родителей
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Художественно-эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её. Начинается оно с первых лет жизни детей. Чем раньше он попадает в сферу целенаправленного художественно- эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Однако, все эти ранние художественные проявления могли бы и не развиваться, если бы не было систематического и активного руководства со стороны взрослого.
Впервые же годы своей жизни ребенок осваивает очень многое. Появляется активный интерес к музыке, стихам, сказкам, в желании проговаривать и подпевать последующие строчки стихов и песен. У ребенка ярко выражено чувство ритма, он склонен проговаривать простейшие прибаутки, стишки, но особенно ярко это проявляется в плясках и играх. Музыка в раннем возрасте - это самое доступное средство воздействия на ребенка. В ходе выполнения режимных моментов учитываются индивидуальные особенности детей, спокойное и доброжелательное общение, бережное отношение к ребенку, положительные эмоции и отношения с окружающими.
В своей группе раннего возраста, я использую элементы фольклора во всех режимных моментах (потешки, поговорки, колыбельные песенки). С детьми нельзя говорить серым, «бесцветным языком», произношу фольклорные произведения выразительно и эмоционально. Дети всей группой учатся двигаться, «говорить» как лисичка, переваливаться как медведь, прыгать как зайчик, в зависимости от того о ком потешка. Таким образом, потешка позволяет быстрее приобщить детей к совместному образу жизни, к коллективу, к себе.
Положительные эмоции развивают у ребенка любовь к родному языку, а так же включают в себя элементы театрального искусства (жест, мимика, интонация) пример: «Петушок золотой гребешок», «Мишка - косолапый», «Котик - коток».
Большое внимание уделяю русской народной сказке. Сказки стараюсь не читать, а рассказывать, глядя на детей, на их реакцию. Знакомясь с народной сказкой, дети чувствуют ритм речи, её образность и красочность.
В сказках дети знакомятся не только с героями, но и с природой, предметами быта: чугун, колодец, русская печка, избушка на курьих ножках и др. Пример: «Я бабушка – рассказушка», пришла к ребяткам в гости рассказать сказку «Курочка ряба».
Так же использую и музыкальный фольклор. Пою детям колыбельные песенки. Малыши не только слушают, но и сами поют куклам и про «Котика-кота», и «баю-баюшки-баю», «гули-гуленьки».
Вместе с детьми слушаем аудиозаписи на музыкальном центре с колыбельными песенками, потешками, сказками. Пример: «русские народные потешки», «Колобок», «Теремок», «Ежики смеются».
Колыбельные песни успокаивают детей, настраивают на отдых: они ласковые, не громкие, нежные.
Еще я использую русские народные музыкальные инструменты: дудочки, деревянные ложки. Пример: «Ой ду-ду-ду…Потерял пастух дуду…», «Вышла курочка гулять…».
При общении детей к устному народному творчеству способствует развитию речевой активности детей, обогащается словарный запас, правильное звукопроизношение, формируется любовь к прекрасному, любовь к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка.
Художественно-игровая деятельность является оптимальной для развития детского воображения, так как отвечает его двигательной природе… (Л. С. Выготский) Дети в раннем возрасте очень подвижны, активные, поэтому им необходимы подвижные игры. Я подбираю простые и интересные игры. Пример: «Зайка беленький сидит», «Каравай», «Пузырь», «Зайка серый умывается», «Мишка - косолапый».
В группе, с которой я работаю, созданы все необходимые условия для художественно-эстетического развития детей.
В музыкальном уголке имеются дидактические игрушки, музыкальные шумовые инструменты, которые доступны для детей. Так же есть пианино и музыкальный центр для прослушивания музыкальных произведений.
В книжном уголке представлены книги с русскими народными сказками, потешками, стихами, рассказами, песенками.
В театральном уголке: настольные театры из дерева «Теремок», «Волк и семеро козлят» и пальчиковый театр «Колобок».
В физкультурном уголке находятся разноцветные флажки, разноцветные шары, мячики, сухой бассейн, горка, маты, кегли.
В строительном уголке: строительные кубики, разноцветные большие мягкие модули.
В уголке ряженья: юбочки, платочки, сарафаны, шапочки.
Дидактический стол: дидактические игрушки, пирамидки, лабиринты, конструктор «Лего»
Уголок отдыха для детей с мягкой мебелью и другое оборудование.
Эстетика обстановки в группе- это то что должно быть постоянным, а не от случая к случаю. (Красивые отношения, красивая речь, красивые вещи радуют глаз).
Дети знакомятся с основами культуры поведения, учатся вести себя в помещении и на улице, у них формируются культурно- гигиенические навыки, развивается самостоятельность. Побуждаю детей идти спокойно в группу, учим обращаться друг к другу по имени, откликаться на просьбы и предложения: «отнеси игрушку», «пожалей товарища», «поделись игрушкой»; учу здороваться и прощаться, благодарить после еды. Пример: использую игрушки - забавы, стихи А. Барто, С. Михалкова «Песенка друзей».
Учимся аккуратно кушать ложкой, доедать пищу до конца, пить аккуратно из бокала. Пример: потешки «Маша и каша», «Мы сидели за столом», «Пошёл котик на торжок», «Ладушки, ладушки».
Учимся убирать игрушки после игры, ставить свой стульчик на место. Пример: стихи А. Барто из серии «Игрушки», наблюдаем за трудом няни и за трудом дворника.
Учимся чисто мыть ручки, умываться, знать свое полотенце, вытираться им и вешать его на место, учимся пользоваться носовым платком. Пример: потешки «Водичка- водичка умой моё личико», стихи А. Барто «Девочка- чумазая», рассматривание картинок «Знаем, знаем да- да- да».
Учимся доставать из шкафчика одежду, обувь, вешать ее аккуратно на спинку стула, вежливо попросить о помощи. Пример: потешки «Наша Маша маленька», «Валенки», стихи Благининой «Я умею одеваться», рассматривание иллюстраций.
Учимся бережно относиться к природе, рассматривать её красоту, наблюдать за погодой, животными, птицами; правильно вести себя на улице. Пример: рассматривание иллюстраций, стихи «Одуванчик», «Я нашла себе жука».
Стихи Токмаковой «Весна», «Дуб», «Сосны».
Таким образом, ранний возраст - самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире, о себе и это чрезвычайно ответственный период развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности.
Почаще хвалим малышей, и не боимся их перехвалить.