Ирина Гладилина
Консультация для воспитателей «Гуманизация образовательного процесса через сюжетно-ролевую игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Гуманизация (от лат. (humanus) — человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) — принцип, основан на отношении к человеку как к высшей ценности, на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей.
Гуманистическая направленность дошкольного воспитания предполагает уважение к ребенку, глубокое понимание неповторимости его личности, учет потребностей и возрастных особенностей, позволяет системно, целенаправленно, способствовать полноценному психологическому, умственному, нравственному, физическому развитию ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Гуманизация образовательного процесса через сюжетно-ролевую игру“» размещена в разделах
- Гуманизация. Гуманистический подход в воспитании
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Гуманизация дошкольного образования предполагает, что ребенка воспринимают, как личность, равную во всех отношениях, со своими проблемами, желаниями и интересами. Ведущей формой организации деятельности является подгрупповая форма, которая обеспечивает высокую активность детей, устанавливает обратную связь, учитывает продвижение каждого ребенка. Ребенок получает возможность самореализации, будучи хозяином вещей, действий, отношений, он обретает чувство самоуважения, ответственности за происходящее, чувство собственного достоинства, познает себя. В свободной самостоятельной деятельности осваивает умение действовать в группе сверстников, кооперируется с ними, вступает в состязательные отношения, реализует элементы специфической детской субкультуры, которые так необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.
Функция воспитателя заключается в создании разнообразной предметной среды, обеспечивающей ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер.
Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольника, в которой
формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, усваивается новая информация.
Сюжетно ролевая игра – самая привлекательная для дошкольника деятельность, так как в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное чувство свободы, которое не всегда ощущается в других видах деятельности.
Это связано с тем, что действие игры происходит как бы «понарошку», ребенок соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (игрушки-заместители, получая возможность проигрывать сюжет столько раз, сколько ему хочется, видоизменять его, и не боятся ошибиться. Сюжет для игр ребенок берет как из примеров окружающей его действительности, так и из мультфильмов и книг. Взяв какую-то роль (врача, шофера, парикмахера или повара, ребенок не просто примеряет к себе разные профессии, а проникается их чувствами и переживаниями, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Кроме того в совместной игре со сверстниками ребенок учиться пояснять свои действия, намеренья и желания, согласовывать их с другими участниками игры.
При правильном педагогическом руководстве игра способствует обогащению кругозора ребенка, развитию образного мышления, воображения, упрочению его интересов, обогащению словарного запаса, развитию речи, усвоению норм поведения и правил взаимоотношений.
В сюжетно-ролевых играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма.
Почему взрослый не должен оставаться в стороне от сюжетно-ролевой игры детей?
Представим себе, девочки играют в семью: Аня изображает ласковую, заботливую маму, а Вика кричит на своего ребенка, ругается. Если мы сравним чувства, испытываемые в играх «мамами», действия и способы общения, в которых они упражняются, то станет ясно, как по-разному скажутся подобные игры на формировании характера, отношения к окружающей жизни. Поэтому воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять, не разрушая при этом целей и замысла игры.
Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как равный партнер, который не навязывает участникам игры свое виденье, а просто умеет хорошо и интересно играть. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.
Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.
Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированной у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае, в случае не желательного сюжета игры может аккуратно и ненавязчиво его скорректировать.
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре реализуются все принципы гуманизации образовательного процесса :
• Учитываются возрастные особенности детей, личностные особенности каждого ребенка.
• В сюжетно-ролевой игре педагог выступает, как равный партнер, формируются доверительные отношения.
• Учитываются потребности, особенности и склонности воспитанников, их мнение, интересы, желания и права;
• В сюжетно-ролевой игре происходит формирование общечеловеческих нравственных ценностей, расширяется кругозор ребенка;
• Осваивается умение действовать в группе сверстников, формируются взаимоотношения между людьми;
• В сюжетно-ролевой игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжеты игры, игрушки и предметы, партнеров и т. д, в ней нет понятия правильно - неправильно, поэтому ребенок не боится ошибиться, что благоприятно сказывается не только на самооценке ребенка, но и на уровне формируемых в игре знаний, навыков, умений и межличностных отношений.