Светлана Бондарева
Консультация для воспитателей «Гигиена голоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Гигиена голоса.
Голос – основной инструмент, от совершенства владения которым и хорошего состояния которого зависит профессиональной деятельности. Красивый тембр, свободное использование дыхания, достаточная сила звука, богатство и разнообразия интонации – факторы, обеспечивающие максимально эффективное действие голоса.
Но, к сожалению, у работников голосоречевых профессий часто наблюдаются различные заболевания голосового аппарата. Этого можно избежать, если выполнять следующие гигиенические требования.
Общие гигиенические правила:
1. Поддержание хорошего голоса
Публикация «Консультация для воспитателей „Гигиена голоса“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
А) Расстояние между собеседниками не должно превышать 1м.
Б) Располагайтесь в центре комнаты, тогда все вас хорошо услышат и вам не придется перенапрягать голос.
В) Говорите достаточно громко, с удобными для вас высотой тона и темпом речи.
Г) Голос должен иметь сбалансированный орально-нозальный резонанс.
Д) Говорите ясно, плавно, без усилений. При разговоре голову держите прямо. Участвующие в фонации мышцы лица, глотки, шеи и плеч во время разговора должны быть расслаблены. Дыхание должно быть адекватным.
Е) При инфекциях верхних дыхательных путей говорить много наследует. В сильный мороз старайтесь не дышать ртом.
Ж) Укрепляйте своё здоровье. Избегайте запыленных и задымленных мест.
2. Предупреждение перенапряжения голоса
А) Избегайте крика, громких радостных возгласов, черезмерно громкого сме6ха.
Б) Кашляйте, откашливайтесь, чихайте только при необходимости. Делайте это легко и без напряжения.
В) Не пользуйтесь форсированным шёпотом.
Г) Старайтесь не говорить в шумной обстановке.
Д) в рабочих помещениях и дома необходимо поддерживать определенную влажность.
Профессиональные педагогические правила гигиены голоса.
1. После 2- 3 рабочих дней необходимо сделать перерыв на 1 сутки.
2. В холодные дни нельзя выходить после окончания уроков, необходимо 10 – 15 мин. побыть в помещении.
3. При составлении расписания необходимо учитывать следующие особенности:
- утомление голосового аппарата возникает при преподавании в течении 3 – 4 часов с перерывом по 15 мин. и исчезает через 1 час полного голосового покоя (это касается педагогов, которые работают меньше 10 лет,
- учителя с большим стажем работы устают быстрее – через 2 – 3 часа и отдыхают дольше (до 2 часов).
- желательно обращать внимание на нагрузку молодых, начинающих педагогов.
Памятка для педагогов по гигиене голоса.
Общие гигиенические правила:
2. Поддержание хорошего голоса
А) Расстояние между собеседниками не должно превышать 1м.
Б) Располагайтесь в центре комнаты, тогда все вас хорошо услышат и вам не придется перенапрягать голос.
В) Говорите достаточно громко, с удобными для вас высотой тона и темпом речи.
Г) Голос должен иметь сбалансированный орально-нозальный резонанс.
Д) Говорите ясно, плавно, без усилений. При разговоре голову держите прямо. Участвующие в фонации мышцы лица, глотки, шеи и плеч во время разговора должны быть расслаблены. Дыхание должно быть адекватным.
Е) При инфекциях верхних дыхательных путей говорить много наследует. В сильный мороз старайтесь не дышать ртом.
Ж) Укрепляйте своё здоровье. Избегайте запыленных и задымленных мест.
2. Предупреждение перенапряжения голоса
А) Избегайте крика, громких радостных возгласов, чрезмерно громкого смеха.
Б) Кашляйте, откашливайтесь, чихайте только при необходимости. Делайте это легко и без напряжения.
В) Не пользуйтесь форсированным шёпотом.
Г) Старайтесь не говорить в шумной обстановке.
Д) в рабочих помещениях и дома необходимо поддерживать определенную влажность.
Профессиональные педагогические правила гигиены голоса.
4. После 2- 3 рабочих дней необходимо сделать перерыв на 1 сутки.
5. В холодные дни нельзя выходить после окончания уроков, необходимо 10 – 15 мин. побыть в помещении.
6. При составлении расписания необходимо учитывать следующие особенности:
- утомление голосового аппарата возникает при преподавании в течении 3 – 4 часов с перерывом по 15 мин. и исчезает через 1 час полного голосового покоя (это касается педагогов, которые работают меньше 10 лет,
- учителя с большим стажем работы устают быстрее – через 2 – 3 часа и отдыхают дольше (до 2 часов).
- желательно обращать внимание на нагрузку молодых, начинающих педагогов.
Восстановление голоса при ларингитах
Исследования показали, что основным заболеванием верхних дыхательных путей у анкетируемых учителей является ларингит. Голос становится грубым, хриплым иногда наступает афония.
1. Занятия по восстановлению голоса начинаются с работы по коррекции дыхания
И. п. лечь на кушетку расслабиться, положить одну руку на грудь, другую на живот для контроля за движением мышц грудной клетки. На вдох передняя стенка живота поднимается, грудная клетка должна быть максимально неподвижна. Выдох замедленный с произнесением глухих звуков [с], [ш].
Затем следует выполнять это упражнение сидя и стоя.
Такие тренировки проводятся не менее двух раз в день, утром и вечером, продолжительностью 1 – 2 минуты.
2. Для снятия парастезии нужно проводить легкий массаж шеи в
области наружной поверхности гортани. Начинать его следует с области корня языка большим и указательными пальцем круговыми движениями спускаясь вниз. Продолжительность массажа 2 – 3 минуты, проводить его следует 3 – 4 раза в день.
3. Для борьбы с ощущением першения и желанием откашляться
необходимо беззвучно произносить звук [ы]. звук имитируется при закрытом рте с неплотно сжатыми зубами. Повторять прием нужно три раза подряд. В течение дня к нему можно прибегать до 10 – 12 раз.
Семь – десять дней продолжаются занятия по постановке дыхания, после этого можно переходить к голосовым упражнениям.
4. Упражнение 1.
Произносит [м] кратко при спокойном положении гортани, направляя звук в «маску».
После длительного [м] слитно с ним произносится кратко звук [а] при резком опускании нижней челюсти: МА.
Упражнение 2.
Производится упражнение со всеми гласными звуками: [а, о, у, э, ы].
Постепенно длительность звучания гласных звуков увеличивается, становится полноценной. Но предпочтение в длительности отдается звуку [м], который произносится более длительно чем гласный.
Упражнение 3.
Произнесение пар слогов:
ма – МА на – НА ла – ЛА ва – ВА
ма – Мо на – НО ла – ЛО ва – Во
ма – МУ на – НУ ла – ЛУ ва – ВУ
ма – МЭ на – НЭ ла – ЛЭ ва – ВЭ
ма – МЫ на – НЫ ла – ЛЫ ва – ВЫ
ба – БА да – ДА за – ЗА жа – ЖА
ба – БО да – ДО за – ЗО жа – ЖО
ба – БУ да - ДУ за – ЗУ жа – ЖУ
ба – БЭ да – ДЭ за – ЗЭ жа – ЖЭ
ба – БЫ да – ДЫ за – ЗЫ жа – ЖИ
Слоги произносятся с ударением на втором слоге при плавности и слитности произнесения.
Упражнение 4.
Произнесение 2 -3 слогов при перемещении ударений.
Мама – маМА – мамаМА
МОмо – моМО – момоМо
Муму – муМУ – мумуМУ
МЭмэ – мэМЭ – мэмэМЭ
МЫмы – мыМЫ – мымыМЫ
(те же сочетания со звуками [л, б, з, и, в, д, ж ].
Упражнение 5.
Длительное произнесение гласных звуков и их сочетаний по два, три, четыре, пять на одном выдохе.
А
АО
АУ
АЭ
АЫ
АОУ
АОЭ
АОЫ
АОУЭ
АОУЫ
АОУЫЭ
(те же сочетания со звуками [о, у, э, ы].
Упражнение 6.
Закрепление навыка правильного голосоведения в словах (начинающихся с прямых ударных слогов: ма, мо, му, мэ, мы).
Упражнение 7.
Фразовая речь. Ответы на вопросы: «Как вы себя чувствуете? Какая сегодня погода?» и т. д. Чтение стихотворений «Бородино», «Парус».
Памятка по восстановлению голоса при ларингитах
1. Занятия по восстановлению голоса начинаются с работы по коррекции дыхания
И. п. лечь на кушетку расслабиться, положить одну руку на грудь, другую на живот для контроля за движением мышц грудной клетки. На вдох передняя стенка живота поднимается, грудная клетка должна быть максимально неподвижна. Выдох замедленный с произнесением глухих звуков [с], [ш].
2. Для снятия парастезии нужно проводить легкий массаж шеи в
области наружной поверхности гортани. Начинать его следует с области корня языка большим и указательными пальцем круговыми движениями спускаясь вниз. Продолжительность массажа 2 – 3 минуты, проводить его следует 3 – 4 раза в день.
3. Для борьбы с ощущением першения и желанием откашляться
необходимо беззвучно произносить звук [ы]. звук имитируется при закрытом рте с неплотно сжатыми зубами. Повторять прием нужно три раза подряд. В течение дня к нему можно прибегать до 10 – 12 раз.
Семь – десять дней продолжаются занятия по постановке дыхания, после этого можно переходить к голосовым упражнениям.
4. Голосовые упражнения.