Лидия Викторовна Рубайлова
Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников
в условиях ДОУ и семьи»
Уважаемые коллеги!
Поговорим сегодня о здоровье и здоровом образе жизни.
Здоровье - это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой.
Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Ребенок лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.
Задача педагогов, прежде всего, в том, чтобы научить ребенка с детства следить за своим здоровьем.
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Перед воспитателем стоят следующие задачи:
1. охрана жизни и укрепления здоровья детей;
2. использование технологий, сберегающих здоровье;
3. формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;
4. формирование у детей базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- развитие дыхательного аппарата;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
1. Правильное питание это, главным образом, здоровое питание, под которым понимается употребление продуктов, которые содержат достаточное количество необходимых витаминов и микроэлементов, и не имеющих в своем составе вредных веществ. Кроме этого мы должны следить за положением тела во время еды, соблюдением правильной осанки.
2. Движение – это жизнь. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. Поэтому в течение дня постоянно должна меняться деятельность: подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры.
3. Закаливание — важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности. Перечислим основные принципы закаливания: закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья; интенсивность и длительность закаливающих процедур должны нарастать постепенно с учётом переносимости их ребёнком; эффект закаливания зависит от систематичности его проведения.
4. Развитие дыхательного аппарата. Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем - ОРВИ, ОРЗ. Исследования ученых-медиков показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей дошкольного возраста наблюдается дисбаланс: при относительной мощности легких просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) еще узок, дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов. Для этого нам очень поможет дыхательная гимнастика, которую можно использовать в течение всего дня.
5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Необходимо создать условия обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Формировать привычку к ЗОЖ у воспитанников необходимо начинать с развивающей среды.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую развивающую среду, которая была бы насыщена атрибутами, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. (Валеология - наукой о здоровье.)
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ :
занятия;
игры и игровые ситуации;
беседы;
театрализованные представления;
чтение художественной литературы;
продуктивная деятельность;
недели правильного питания;
физкультурно-спортивные досуги, праздники;
участие в соревнованиях.
Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.
Нужно помнить - правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, развития двигательных навыков.
Взаимодействие и семьи должно носить системный характер.
Очень важно оказывать необходимую помощь родителям.
Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы.
Можно использовать в своей работе следующие формы и методы :
• Интерактивная форма : анкетирование; интервьюирование; дискуссия; круглые столы; консультации специалистов.
• Традиционная форма : родительские собрания, семейные спортивные соревнования; акция «Здоровый образ жизни»; вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита».
• Просветительская форма; использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ у детей; организация клуба «Здоровая семья»; выпуск бюллетеней, информационных листков; стенд «Здоровье с детства»; уголок в группах.
Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно-деловые контакты с родителями.
Сегодня ФГОС ДО определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Поэтому родители совместно с педагогами должны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка.
Все эти компоненты должны войти в систему и взаимодействовать друг с другом. Чтоб педагогу справиться с этой трудной задачей, ему самому нужно заниматься постоянным самосовершенствованием, самообразованием, прочитать не одну книгу по психологии, физиологии, здоровому питанию дошкольника. И когда у воспитателя сформируется целостное представление об объекте его воздействия, тогда он эту систему сможет применить.
А для чего все это нужно? Для того, чтобы дети росли жизнерадостными, умными и здоровыми. Здоровое физически, психически и нравственно поколение – это ведь и наше с вами будущее.