Елена Мотчева
Консультация для воспитателей «Формирование дружбы у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование дружбы у старших дошкольников
Чувство симпатии, дружелюбие проявляются у многих детей очень рано – уже на втором, третьем году жизни. Характер детских взаимоотношений зависит в основном, от условий воспитания детей в семье и детском саду. Пяти – семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения : Они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование дружбы у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Дружба. Консультации для родителей
- Дружба. Учимся дружить
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Игра широко используется педагогами с целью воспитания у детей дружеских чувств и отношений.
Потребность ребенка в общении позволяет педагогам реализовывать различные задачи, в частности нравственного воспитания, формирования общественных качеств личности, коллективизма. Ориентируясь на эти цели, воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух – трех дружащих между собой ребят, а имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы. При таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по-настоящему гуманную, коллективистскую направленность. Устойчивый характер подобные отношения приобретают на седьмом году жизни ребенка, что имеет немаловажное значение и для подготовки его к школе
Однако нередко наблюдаются и такие случаи, когда, например, шестилетний мальчик отбирает у одного из товарищей привлекательную игрушку, чтобы передать её своему другу; девочка того же возраста в игре «Кошки-мышки», пропускает в круг «Кошку» - свою приятельницу; двое мальчишек-друзей, отталкивают в сторону девочку, подбегают первыми к воспитателю, чтобы получить флажки… Эти дети, проявляя заботу о друге, совершенно не думают в то же время об остальных товарищах по группе, действуют в ущерб им, то есть их дружба не имеет той моральной основы, которая предусматривается спецификой общественных отношений. Формирование именно такой основы и должно начинаться в начальные дошкольные годы.
Характер детской дружбы, её нравственная направленность в полной мере зависит от того, какие интересы и какие потребности её скрепляют, какие мотивы побуждают к действиям. В игровой деятельности многое обусловлено активностью самих детей. Возможности для проявления самодеятельных форм поведения, которыми располагает игра очень важны для каждого ребенка. Он может играть свободно (а не в определенных организованных рамках)
Игра как средство нравственного воспитания непременно должна иметь этическое содержание. На развитие дружбы между детьми существенное влияние оказывает содержательное, длительное по своему характеру сюжетно-ролевая игра. Например, исполняя героическую роль, ребенок стремится всем своим поведением доказать её высоконравственную сущность. Такая целенаправленность поведения чрезвычайно важна для формирования моральной устойчивости личности. Поощряя подобные игры, следует одновременно воспитывать у детей умения правильно себя вести в повседневной жизни, во всех видах деятельности, внимательно относится к окружающим людям, друзьям, товарищам. Необходимо также развивать желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость. Если воспитание дружбы между детьми педагог уделяет особое внимание, то на передний план ярко выступает её эмоциональное и интеллектуально-моральное стороны, основа которых составляет такие качества личности, как отзывчивость, симпатия, стремление преодолеть свое желание в пользу другого, желание помочь товарищу, общность игровых и других целей. Дружеские отношения обязательно будут выражаться в соответствующих действиях, поступках, в поведение и деятельности, в добрых словах воспитание у детей дружбы необходимо осуществлять как в процессе общей работы, имеющей коллективную направленность, так и в плане дифференцированного подхода с учетом разных уровней дружественных взаимоотношений.
Организуя работу со всеми детьми группы, надо прежде сего усовершенствовать условия для игр и другой деятельности, активно привлекая к этому всех детей: например, в свободное время со всеми детьми или небольшими группами обходить помещение, просматривать игрушки и их состояние, вместе решать какие из них отремонтировать самим, а какие попросить починить родителей.
Внимательное отношение взрослых к деятельности детей содействует не только повышению их интереса к совместным играм, но и ликвидирует в известной мере возможность необоснованных ссор, способствует воспитанию бережливости, развитию чувства хозяина, распорядителя своих игр.
В работе с детьми, отличающимися неустойчивыми дружескими отношениями, ситуативностью поведения, педагог должен использовать повседневные упражнения в положительных поступках во всех видах деятельности; обязательно включать их в сюжетно – дидактические и подвижные игры, в игры – драматизации. Готовые сюжеты, заданные правила помогают развитию устойчивости поведения; усваивая в них правильные способы поведения, дети при активном руководстве педагога дети начинают использовать эти способы в сюжетно – ролевых играх самостоятельно.
Если работа по воспитанию дружбы ведется регулярно, то анализ поведения детей показывает положительные сдвиги в отношениях воспитанников группы, которые формируются в связи с игрой и в самой игре, в бытовом и трудовом общении.
Материал взят из книги «Воспитание детей в игре» под редакцией Бондаренко А. К., Матусик А. И. 1983.