Елена Никитина
Консультация для воспитателей «Фольклор в жизни детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что забо-тило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание — жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Публикация «Консультация для воспитателей „Фольклор в жизни детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Дошкольный период жизни ребенка. Он во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.
А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Народное слово передает прошлое, поступь настоящего и будущего. Неслучайно слово «фольклор», от английского переводится буквально как народная мудрость.
Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.
Что черпает ребенок в разные периоды детства из фольклорных произведений? Почему он эмоционально восприимчив к фольклору?
Выдающиеся отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова, А. Н. Леушина неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм, как средство воспитания культуры речи детей. Так К. Д. Ушинский отмечал, что пословицы, прибаутки, скороговорки помогают развить в детях чутье к звуковым красотам русского народа.
Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина так же считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка. Загадки, пословицы, поговорки - образны, поэтичны, наделены сравнениями, в них много определений, олицетворений.
Изучению русского фольклора посвятили свои работы братья Б. и Ю. Соколовы, А. И. Никифоров, Н. П. Андреев, А. Н. Афанасьев, В. Я. Пропп и многие другие. Ученые по-разному трактовали сказку. Одни стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, другие желали понять, как фантазии сказок преломилось отношений народных рассказчиков к окружающей действительности. Третьи исследователи сказкой называли все, что «сказывалось» (Ю. М. Соколов).
Попытку отличить сказку от других жанров фольклора предпринял более ста лет назад К. С. Аксаков. Он считал, что сказка и песня разнятся: сказка- складка, а песня – быль. С Аксаковым не соглашался известный фольклорист А. Н. Афанасьев. Он не допускал мысли, что «пустая складка» могла сохраняться у народа в продолжение ряда веков. А. Н. Афанасьев считал, что сказка не пустая складка, она вызвана действительностью какими-то объективными реалиями жизни народа.
Художник детской книги Лев Токмаков, рассуждая о воспитании детей, говорил о большой и великий педагогике. Малая педагогика учит ребенка правилам человеческого общения, самым простым, но необходимым: чистить зубы быть вежливым и т. д. Большая педагогика учит людей быть человеком. Ее воздействие скрыто проявляется не сразу, но начинается с детской коляски.
Все то, что своеобразно выразил Л. Токмаков, существует с давних времен и не нашло воплощение в жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывают о правилах личной гигиены («Водичка, водичка», и о правилах среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным.
«Если малая педагогика хочет из ребенка поскорее воспитать хорошего ребенка, то большая педагогика надеется, что из этого ребенка получится хороший взрослый» (Л. Токмаков). В детском фольклоре большая и малая педагогика выступает в единстве. Г. С. Виноградов, известный исследователь детского фольклора, заметил, что весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей : вызывает радостные эмоции, помогает координации движении, развивает речь. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей.
Исследователь и собиратель фольклора А. Н. Мартынова говорила, что в колыбельных песнях найдены и собраны самые красивые, эстетически совершенные образы, выражающие родительскую философию, основой которой является любовь к детям, отношения к ним как «к благу, счастью, смыслу жизни».
Произведения устного народного фольклора - это школа развития чувств детей. Выразительные рассказывания беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают - все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. Произведения подлинные поэзии развивают воображения и чувства ребенка, память, мышление, делают его более чутким в восприятии всего окружающего, обостряют внимание к слову, к человеческой речи.
Ценность фольклорных произведений для раннего периода обусловлено прежде всего их высокой интонационной выразительностью, а также другими жанровыми особенностями - речевыми, смысловыми, звуковыми. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего.
Многократность фольклористики для маленьких обнаруживается и том, что звукосочетание - наигрыши взрослый использует в сочетании с игровыми приемами: похлопывает в ладоши, выполняет «пляшущие» ритмические движения руками («фонарики», легким прикосновением поглаживает малыша («контактное взаимодействие», включает плясовые элементы (когда малыш на руках).
Исследователи доказали, что развитие речевых навыков и умений приходят к детям параллельно с развитием ручных умений, то есть действие руки. Вот почему важно играть с детьми в «Ладушки», «Сороку- белобоку» и т. д.
Фольклорные произведения оказывает благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда укладывает спать
(колыбельная песня, когда купают (ласковые подговорки, когда эмоционально общаются в моменты бодроствования (прибаутки, потешки и т. д.). Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе занятий, в которых ставятся обучающие задачи: чисто речевые или развивающие ориентировку в пространстве, действия руки и т. д.
Образный язык поэзии помогает ребенку открыть для себя много и в чувствах человека, его отношение к окружающему миру, поступкам отдельных людей. А задачи педагога - заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешку, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так, репка, морковка, огурчик в их представлении уже необыкновенный предмет, а источник труда человека.
Народное поэтическое слово, предназначенное детям, необходимо не только им, но и взрослым. Чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум («Коленька хороший, Коленька пригожий», «Маша черноброва», «Расти косынька до пят» и т. д). Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений, они пронизаны светом любви к ребенку. Фольклорные произведения для маленьких несут в себе высшие гуманистические ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью, потому что ребенок- вершина человеческой любви.
Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию своей национальной культуры. Произведения устного народного творчества оказывают развивающее воздействие на воспитание ребенка.
Таким образом, все вышеизложенное доказывает актуальность изучаемой проблемы. На мой взгляд, работа с произведениями русского фольклора особенно важна в наше время, время научно-технического прогресса, когда часто материальные ценности в сознании людей затмевают истинно духовные ценности, основанные на принципах гуманизма и высоких нравственных началах.