Фомина Анна
Консультация для воспитателей ДОУ «Организация активного отдыха детей совместно с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Сухобезводнинский детский сад «Звездочка»
Консультация для воспитателей ДОУ
"Организация активного отдыха детей совместно с родителями".
Физкультурный досуг является организованной формой активного отдыха, который приобщает детей и их семьи к занятиям спортом. Он наполняет жизнь ребёнка эмоциональной, весёлой двигательной деятельностью. Физкультурный досуг призван веселить детей, доставлять им и их родителям удовольствие от совместной двигательной активности в играх, эстафетах, аттракционах.
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Организация активного отдыха детей совместно с родителями“» размещена в разделах
Физкультурный досуг имеет важное оздоровительное значение для дошкольников. Возникающие положительные эмоции рассматриваются учёными как надёжный антистрессовый фактор, предупреждающий развитие каких-либо нарушений в деятельности нервной и сердечно - сосудистой и других систем.
Физкультурный досуг вызывает у детей повышенный интерес к двигательному материалу, совершенствует спортивные (двигательные) умения, развивает физические качества (выносливость, быстроту, ловкость и т. д., предоставляет возможность реализовывать свой двигательный опыт, проявлять двигательное творчество, самостоятельность.
Физкультурный досуг развивает мышление, воображение, целеустремлённость, культуру чувств. Воспитывается уважительное отношение к соперникам по игре, дисциплинированность, коллективизм.
Проведение досугов с участием родителей способствует установлению взаимопонимания в вопросах физического воспитания и развития ребёнка, позволяет обеспечить эффективность работы по оздоровлению детей в семье и в детском саду.
Целью семейного досуга является установление, активизация партнёрства педагогов ДОУ и семей воспитанников для реализации задач физического развития и охраны здоровья через внедрение контактного способа общения родителей с детьми на совместных досугах.
Семейный досуг способствует формированию умения выполнять движения в детско - родительской паре в соответствии с тематическим сюжетом и игровым замыслом.
Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя детей и их родителей играет музыка которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, совершенствует умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением, развивает музыкальный слух и память.
Важную роль в поддержании радостного настроения играет атрибутика: эмблемы, медали, вымпелы, табло и т. д.
Досуги проводятся во всех возрастных группах.
Наиболее интересными являются досуги, содержание которых определено какой- либо одной темой.
Содержание досуга может быть увлекательный игровой сюжет, включающий в себя подвижные игры, игровые задания преимущественно спортивного характера, физические упражнения, известные детям и обновлённые путём введения неожиданных для ребят условий, необычных пособий, способов организации, а также загадки, стихи и песни на спортивную тематику.
При проведении физкультурных досугов следует учитывать возрастной аспект.
Программа спортивного досуга в младшей и средней группах строится на простейших играх. В старшем дошкольном возрасте ребёнок как индивидуально, так и в составе команды участвует в весёлых играх с элементами соревнования. В содержание досуга включают аттракционы, эстафеты, знакомые ребёнку игры, танцы и пляски.
Планирование физкультурных досугов следует осуществлять с учётом уровня общего физического развития детей данной группы и их двигательных возможностей.
Одной из современных тенденций при проведении спортивного досуга является осуществление индивидуально - дифференцированного подхода к детям (родителям) с разным уровням здоровья и уровнем двигательной активности (об этом свидетельствуют исследования Руновой М.).
Также в работе с детьми необходимо использовать физкультурные досуги разные по содержанию и композиции. Существуют различные варианты досугов.
1. Физкультурный досуг строится на хорошо знакомых детям и родителям играх и игровых упражнениях. Вначале игры малой и средней подвижности: " Море волнуется", "Ручеек", "Ровным кругом", в которых проявляют свой замысел и фантазию. Затем двигательные задания: детям с высокой двигательной активности предлагают игровые упражнения на равновесие, внимание; а детям с низкой двигательной активности - "Удочка", "Перебежки". Далее игры соревновательного характера - "Кто быстрее до флажка?", "Бег в мешках". В конце проводятся игры с низкой интенсивности - "Узнай по голосу" и т. д.
2. Физкультурный досуг может состоять из элементов спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, городков и т. д. Используется при условии, если дети хорошо владеют элементами той или иной спортивной игры.
3. Физкультурный досуг может быть построен на ОВД и спортивных упражнениях: езде на велосипеде, прыжки через скакалку.
4. Физкультурный досуг по типу "Весёлые старты" (игры - эстафеты хорошо знакомые детям).
5. Один из сложных видов - физкультурный досуг с музыкальным сопровождением, развивающий у детей творческую инициативу, воображение, музыкальный слух. Дети выполняют под музыку произвольные движения с разными физкультурными пособиями, даже могут составлять целую танцевальную позицию. Затем играют в игру (например, с мячом, далее слушают музыку. После прослушивания предлагается придумать музыкальную композицию (например, танец снежинок). Успех проведения этого варианта физкультурного досуга зависит от повседневной творческой музыкальной и физкультурной работы.
Активной формой отдыха детей и родителей являются туристические походы, прогулки за пределы детского сада.
Для старшей группы пеший поход проводят в два перехода: 30-40 мин. движения в одну сторону, затем привал, во время которого в соответствии с целью похода либо организуется активный отдых (игры, упражнения в природных условиях, игры-забавы, загорание и т. д., либо осуществляется ознакомление с природой, со знаменательными событиями и т. д.
В зимний период организуются лыжные походы. Продолжительность лыжных походов в старшей группе до 1,5часов, дистанция 2-2,5км (в два перехода). Для подготовительной группы продолжительность
• пеших походов может достигать 3-4 часа: 30-40 мин. в одну сторону с привалом более 1 часа;
• лыжных прогулок 1,5-2,5 часа.
Походы способствуют оздоровлению организма детей, развитию выносливости и других физических качеств, умения ориентироваться на местности, воспитанию нравственных качеств, способствуют эмоциональному сближению родителей и детей, закреплению и расширению познавательных интересов.
Для детей средней группы организуются походы продолжительностью 15-20 мин. в один конец, для второй младшей группы- 10-15 мин.
Планируя поход, продумываются места отдыха, программа развлечений, сюрпризные моменты, награждение, приглашение родителей, гостей и их приобщение к участию в играх и упражнениях.
Каждый поход осуществляется по заранее подготовленному плану - сценарию, предусматривающему появление сказочных персонажей, чаепитие на свежем воздухе, игры, соревнования. Все эти элементы имеют большое значение для поднятия эмоционального тонуса детей и взрослых.
Все перечисленные виды активного отдыха детей совместно с родителями способствуют приобщению к занятиям спортом, пропаганде физической культуры в семье.