Лариса Максимова
Консультация для воспитателей ДОУ на тему «Особенности словесно-логического мышления у детей с ОНР»
Консультация для воспитателей ДОУ
на тему :
«Особенности словесно- логического мышления
у детей с ОНР»
Выполнил:
учитель – логопед МБДОУ
«Детский сад» №27
Максимова Л. В.
г. Балахна
План:
1. Актуальность темы;
2. Характеристика мышления;
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ на тему „Особенности словесно-логического мышления у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логическое мышление
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
3. Виды мышления и их характеристика;
4. Характеристика общего недоразвития речи у детей;
5. Взаимосвязь речи и мышления. Особенности словесно- логического мышления у детей с ОНР;
6. Диагностические методики определения уровня развития словесно- логического мышления;
7. Задачи формирования словесно- логического мышления.
1. МЫШЛЕНИЕ- это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
2. Виды мышления и их характеристика.
По мере развития психики ребенка в процессе его социализации, мышление последовательно проходит три стадии своего развития:
1. Первый способ мышления ребенка- наглядно-действенный. Мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают выводы о его устройстве, совершая манипулятивные действия с предметами, обследуя предметы руками, разбирая и ломая их (от 1г до 3-4 лет).
2. Следующая ступень мышления формируется на основании наглядно- действенного мышления- наглядно- образное, которое формируется к старшему дошкольному возрасту (от 4 до 6лет). Это мышление опирается на практическую реальность, но уже создает и хранит образы (обобщающие понятия, сказочные персонажи, схемы, счет в уме).
3. К шести годам на основание наглядно- образного мышления начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий, рассуждений, умозаключений.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на образы. В то же время решение самой простой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т. п., все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него мыслительные операции: обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы: лексико- грамматического строя речи; фонематических процессов; звукопроизношения и связной речи.
Связная речь - смысловое развернутое высказывание, ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
«Речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно словесно- логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы» (Жукова Н. С, Филичева Т. Б)
А именно, дети испытывают затруднение при описании предметов, явлений, признаков. Не могут составить рассказ- описание игрушки или предмета. В течение нескольких минут ребенку предлагается рассматривать предмет, а затем составить рассказ:
«Расскажи о кукле: как ее зовут, какая она по величине, основные части тела, из чего она сделана, во что одета и как с ней играть?»
Дети ограничиваются простым перечислением частей предмета и не всегда точно их называют, т. е. совершают лексические замены, их высказывания бедны, отрывочны, не логичны друг с другом.
При пересказе - пересказывают схематично, обеднено, совершают пропуски, искажения, перестановки материала.
Не могут составить рассказа по серии картинок, не понимают логику событий, затрудняются разложить картинки самостоятельно в нужной последовательности.
Рассказ по сюжетной картинке составить не могут, а отвечают только на вопросы однословно. Или ограничиваются поверхностным перечислением персонажей, допускают смысловые ошибки в истолкование событий, действий, поступков изображенных лиц, т. е. не понимают содержание картинки.
В диалогической беседе не всегда могут поддержать беседу, пользуются однословными ответами, мимикой, жестами, кивком головы, т. е. не владеют связным высказыванием.
Вывод: все задания, связанные с рассуждением, умозаключениями, опосредованными выводами, вызывают у детей с речевыми нарушениями серьезные затруднения, т. к. развитие речи опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни. И если снижен уровень мыслительной деятельности, снижается и уровень высказываний.
Т. о., обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, такие дети отстают в развитии наглядно- образного, словесно- логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Т. о., формирование у детей связного высказывания опирается на развитие словесно- логического мышления, целенаправленная работа по формированию которого является необходимой составляющей в содержании коррекционно- педагогического воздействия по развитию связной речи.
Диагностические методики определения уровня развития словесно- логического мышления.
«4-й лишний» : «Назови лишнее слово».
Цель методики: определить уровень развития обобщений и понятийно- логического мышления (Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н.).
Методика «Умозаключение по аналогии» (С. М. Мастнокова, Л. Ф. Чупров, Л. И. Переслени).
Задачи формирования словесно- логического мышления.
1. Формирование способности устанавливать временные связи.
2. Формирование способности устанавливать временные, причинно- следственные связи и зависимости.
3. Формирование умения рассуждать, формировать выводы в виде суждений и умозаключений.
Игры и упражнения, развивающие словесно- логическое мышление.
1. «Что лишнее?»
2. «Кто что любит?»
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Раскладываются картинки и предлагают всех накормить.
3. «Назови одним словом»
Ребенку зачитывают слова и просят назвать одним словом.
4. «Классификация»
Набор картинок с изображением различных предметов: разложить на группы.
5. «Чередование»
Предложить ребенку нарисовать, раскрасить или нанизывать бусы. Обратить внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности.
«Выложи забор из разноцветных палочек»
6. «Отвечай быстро»
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок возвращает мяч и называет предмет этого цвета (синий- автобус). Можно называть любые качества (вкус, форму). Кислый, сладкий арбуз, рыжая, горький лук, веселый человек и т. д.
7. «Скажи на оборот»
Низкий – высокий, мелкий- глубокий и т. д.
8. «Бывает- не бывает»
Отбить мяч; принять мяч.
Рекомендация по организации игр и упражнений на развитие словесно- логического мышления.
Упражнения можно использовать:
• На фронтальных занятиях
• На индивидуальных занятиях
• Различных режимных моментах (при наблюдении за явлениями природы, во время прогулки, при чтении детской литературы, в свободное время, в ходе беседы с детьми, при подготовке ко сну).
На фронтальных занятиях педагог может использовать игры и упражнения на любом этапе; начиная от организационного момента, заканчивая подведением итогов занятия: упражнения: «3-й лишний», «4-й лишний»; «Назови одним словом», «Продолжи цепочку», «Скажи наоборот».
На этапе сообщения темы загадки: «Маленький, беленький, в лесу живет, морковку грызет».
Так же можно использовать, как определенный этап на занятии.
Работая с наглядным материалом, можно поиграть в игру «4-й лишний», «Сравнения», «Назови одним словом».
Целесообразно использовать сказки для развития словесно – логического мышления :
«Почему снегурочка летом грустила, а зимой нет?»
«Можно ли сказать, что одна мышка вытянула репку?» и т. д.
Рекомендуется использовать вопросы, активизирующие словесно-логическое мышление.
Любое занятие должно быть насыщено вопросами, стимулирующими мыслительную деятельность. Взрослый должен так задавать вопрос или ставить перед ребенком задачу, проблему, чтобы включалось как можно больше мыслительных операций: «Почему?», «Так ли это?», «Как ты считаешь?», «А правильно ли ответил?».
Вопросы, стимулирующие мыслительные процессы, можно задавать во время игры, прогулки, умывания и т. д.
Важно приучать детей задумываться над явлениями окружающего мира. Педагог не должен все сразу объяснять детям. А дать время подумать, задать наводящие вопросы, дать подсказку, помочь найти ответ самому и только потом приступать к объяснениям. Объяснение смысла пословицы или поговорки активирует словесно- логическое мышление. Для того, чтобы научить детей понимать и объяснять пословицы и поговорки, необходимо использовать их в хорошо знакомой понятной ситуации (Поспешишь, людей насмешишь).
На этапе сообщения и закрепления нового материала необходимо учить детей самостоятельно делать выводы, умозаключения.
На этапе физкультминутки возможно использовать разнообразные игры с мячом: «Съедобное - несъедобное», «Летает - не летает», «Рыба, птица, звери». Все это будет способствовать развитию мыслительных операций, внесет элементы новизны, повысит познавательную активность детей.