Ботаенкова Елена
Консультация для воспитателей ДОУ «Основные направления работы воспитателя по развитию математических представлений у детей«
▼ Скачать + Заказать документы
«Основные направления работы воспитателя по развитию математических представлений у дошкольников в повседневной жизни»
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
Во ФГОС ДО, на которое ориентировано дошкольное образование не существует раздела «Математическое развитие».
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Основные направления работы воспитателя по развитию математических представлений у детей„» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В Образовательной области «Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формирование математических представлений».
В соответствии с ФГОС ДО основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:
1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
5. Овладение детьми математическими способами познания действительности : счёт, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
8. Развитие инициативности и активности детей.
То есть мы в дошкольном возрасте
1. Формируем систему элементарных математических представлений.
2. Формируем предпосылки математического мышления.
3. Формируем сенсорные процессы и способности.
4. Расширяем и обогащаем словарь и совершенствуем связанную речь.
5. Формируем начальные формы учебной деятельности.
Традиционные направления ФЭМП в дошкольном возрасте
(математические эталоны)
Количество
Величина
Форма
Ориентировка в пространстве
Ориентировка во времени
Принципы обучения математике
Сознательность и активность.
Наглядность.
Деятельностный подход.
Систематичность и последовательность.
Прочность.
Постоянная повторяемость.
Научность.
Доступность.
Связь с жизнью.
Развивающее обучение.
Индивидуальный и дифференцированный подход – индивидуализация.
Коррекционная направленность.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий) :
а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);
б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);
в) практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.).
2. Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала детьми, — путем активного запоминания, путем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации) :
а) иллюстративно-объяснительный;
б) проблемный;
в) эвристический;
г) исследовательский и др.
3. Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала) :
а) индуктивный (от частного к общему);
б) дедуктивный (от общего к частному).
4. Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей) :
а) работа под руководством педагога,
б) самостоятельная работа детей.
Особенности наглядного метода
Виды наглядного материала :
демонстрационный и раздаточный;
сюжетный и бессюжетный;
объёмный и плоскостной;
специально-счётный (счётные палочки, абак, счёты и др.);
фабричный и самодельный.
Методические требования к применению наглядного материала :
новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объёмного материала;
по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;
одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала;
новый наглядный материал лучше показать детям заранее.
Современные образовательные программы рекомендуют использовать различные формы обучения:
Дидактическая игра; индивидуальная работа;
досуг (математический утренник, праздник, викторина и т. п.); самостоятельная деятельность
Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат.
Детям кажется, что они только играют.
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.
Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Задача взрослого - поддерживать интерес ребёнка.
Дети играют в самые разнообразные игры. Все виды дидактических игр являются эффективным средством математического развития детей, проводятся как на занятиях, так и вне их во всех возрастных группах, используются в индивидуальной работе.
Игровые приемы: сюрпризный момент, правила, соревнование, инициатива, поиск и др.
В процессе дидактических игр и игровых упражнений решаются все виды задач:
* образовательные (дать или повторить математические знания, сформировать или закрепить умения, выработать навыки);
* развивающие (развивать мышление, память, воображение, сенсорные способности, речь и др.);
* воспитательные (вырабатывать личностные качества — самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, любознательность и др.).