Получи документы

Консультация для воспитателей ДОО «Экологическая культура — часть общей культуры личности дошкольников»

Наталья Синягина
Консультация для воспитателей ДОО «Экологическая культура — часть общей культуры личности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.

Составляющие экологической культуры

Экологические отношения:

– искусственная среда и ее воздействие на естественную среду;

– отношение человека к среде обитания;

– присвоение природных сил, энергии и вещества.

Публикация «Консультация для воспитателей ДОО „Экологическая культура — часть общей культуры личности дошкольников“» размещена в разделах

Экологическое сознание – совокупность экологических и природоохранных представлений и умений.

Экологическая деятельность – конкретные действия и поступки

Экологическое поведение определяется экологическим сознанием.

Почему встал вопрос формирования экологической культуры?

Причины:

– глобальные экологические проблемы

– потребительская агрессия.

Этапы формирования экологической культуры:

– дошкольное образование;

–школьное образование;

– вузовское образование;

– последипломные формы образования (курсы повышения квалификации).

Экологическая культура – часть общей культуры личности дошкольников.

ДОО решают задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные качества человеческого начала в человеке: красота, добро, истина в четырех ведущих сферах дейст-вительности:

– природе,

– «рукотворном мире»,

– окружающих людях,

– себе самом.

Это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

В каждой из этих сфер мы знакомим детей с общечеловеческой культурой, в том числе и с экологической культурой как ведущим компонентом общей культуры.

Речь идет о системе, в которой общая культура и экологическая дополняют друг друга.

Экология и этика должны совместно прокладывать дорогу в будущее.

Такие нравственные критерии как «добро», «зло», «совесть» должны быть заложены с раннего возраста. В детях нужно развивать чувство ответственности за свои поступки: обретение душевной гармонии и спокойствия за совершенные добрые дела и, наоборот, переживание за причиненное даже невольно зло. Это позволит детям контролировать себя, свои импульсивные, неосознанные поступки и действия, будет способствовать выработке устойчивой позитивной направленности формирования личности, воли и черт характера. Дружелюбие, открытость – начало доброго отношения к миру, природе, людям.

Любознательность должна превратиться в устойчивый интерес к знаниям, в постоянное стремление познавать окружающий мир.

Любовь к родным, близким поможет ребенку преодолеть эгоизм, обратить

внимание на другие формы жизни, а развитие способности сочувствовать, со-

переживать станет началом человеколюбия, жизнелюбия.

Стремление стать лучше (например, в различных формах взаимодействия

с объектами природы) в дальнейшем может превратиться в устойчивое каче-

ство, которое обеспечит непрерывное самосовершенствование.

Умение сдерживать свои желания (например, в случае, когда необходимо

считаться с потребностями или возможностями другого живого существа)

приведет к развитию способности к самоограничению и даже самопожерт-

вованию.

Стыдливость может быть началом совестливого отношения к своим поступкам, неправомерным действиям в природе, а в дальнейшем преобразоваться в чувство, именуемое совестью, которое будет регулировать нравственное поведение личности.

Высокая степень позитивной активности, стремление к деятельности, к по-

лучению результата (в том числе и при взаимодействии с животными и рас-

тениями) может стать началом творческого отношения к действительности,

созидания.

Умение замечать прекрасное в природе – есть начало понимания красоты в любых ее проявлениях, сохранения, а затем и создания гармонии в окружающем мире.

Приобщая ребенка к экологической культуре, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. Необходимость бережного отношения к природным богатствам. Многие природные ресурсы исчерпаемые (сфера экономики). Знакомить с законами, защищающими окружающий природный мир (правовая сфера).

Публикации по теме:

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Консультация для воспитателей — «15 апреля — Всемирный День Культуры»Консультация для воспитателей — «15 апреля — Всемирный День Культуры» Культура как фактор развития внутреннего мира ребёнка Доминантой любого цивилизованного развития в обществе должна являться обращенность.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация для воспитателей «Экологическая акция в ДОУ «Покормите птиц зимой!»Консультация для воспитателей «Экологическая акция в ДОУ «Покормите птиц зимой!» .

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей ДОО «Экологическая культура — часть общей культуры личности дошкольников»
Опубликовано: 21 марта 2021 в 18:14
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей ДОО «Экологическая культура — часть общей культуры личности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Синягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД