Наталья Синягина
Консультация для воспитателей ДОО «Экологическая культура — часть общей культуры личности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.
Составляющие экологической культуры
Экологические отношения:
– искусственная среда и ее воздействие на естественную среду;
– отношение человека к среде обитания;
– присвоение природных сил, энергии и вещества.
Публикация «Консультация для воспитателей ДОО „Экологическая культура — часть общей культуры личности дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое сознание – совокупность экологических и природоохранных представлений и умений.
Экологическая деятельность – конкретные действия и поступки
Экологическое поведение определяется экологическим сознанием.
Почему встал вопрос формирования экологической культуры?
Причины:
– глобальные экологические проблемы
– потребительская агрессия.
Этапы формирования экологической культуры:
– дошкольное образование;
–школьное образование;
– вузовское образование;
– последипломные формы образования (курсы повышения квалификации).
Экологическая культура – часть общей культуры личности дошкольников.
ДОО решают задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные качества человеческого начала в человеке: красота, добро, истина в четырех ведущих сферах дейст-вительности:
– природе,
– «рукотворном мире»,
– окружающих людях,
– себе самом.
Это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
В каждой из этих сфер мы знакомим детей с общечеловеческой культурой, в том числе и с экологической культурой как ведущим компонентом общей культуры.
Речь идет о системе, в которой общая культура и экологическая дополняют друг друга.
Экология и этика должны совместно прокладывать дорогу в будущее.
Такие нравственные критерии как «добро», «зло», «совесть» должны быть заложены с раннего возраста. В детях нужно развивать чувство ответственности за свои поступки: обретение душевной гармонии и спокойствия за совершенные добрые дела и, наоборот, переживание за причиненное даже невольно зло. Это позволит детям контролировать себя, свои импульсивные, неосознанные поступки и действия, будет способствовать выработке устойчивой позитивной направленности формирования личности, воли и черт характера. Дружелюбие, открытость – начало доброго отношения к миру, природе, людям.
Любознательность должна превратиться в устойчивый интерес к знаниям, в постоянное стремление познавать окружающий мир.
Любовь к родным, близким поможет ребенку преодолеть эгоизм, обратить
внимание на другие формы жизни, а развитие способности сочувствовать, со-
переживать станет началом человеколюбия, жизнелюбия.
Стремление стать лучше (например, в различных формах взаимодействия
с объектами природы) в дальнейшем может превратиться в устойчивое каче-
ство, которое обеспечит непрерывное самосовершенствование.
Умение сдерживать свои желания (например, в случае, когда необходимо
считаться с потребностями или возможностями другого живого существа)
приведет к развитию способности к самоограничению и даже самопожерт-
вованию.
Стыдливость может быть началом совестливого отношения к своим поступкам, неправомерным действиям в природе, а в дальнейшем преобразоваться в чувство, именуемое совестью, которое будет регулировать нравственное поведение личности.
Высокая степень позитивной активности, стремление к деятельности, к по-
лучению результата (в том числе и при взаимодействии с животными и рас-
тениями) может стать началом творческого отношения к действительности,
созидания.
Умение замечать прекрасное в природе – есть начало понимания красоты в любых ее проявлениях, сохранения, а затем и создания гармонии в окружающем мире.
Приобщая ребенка к экологической культуре, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. Необходимость бережного отношения к природным богатствам. Многие природные ресурсы исчерпаемые (сфера экономики). Знакомить с законами, защищающими окружающий природный мир (правовая сфера).