Эльмира
Консультация для педагогов и родителей «Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
«Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых упражнений»
В процессе коррекционной работы логопеда у детей в речи появляются новые звуки, которых ранее не было или они были не «чистые». Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется быстро, а другому на это потребуется не один месяц кропотливой работы, причем, не только работы логопеда, а совместного труда логопеда, родителей и воспитателя. После постановки звука следующий этап работы – автоматизация звука в слоге, в слове, в речи. В ряде исследований показано, то от момента появления того или другого звука у ребенка, т. е. его первого правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30—45 и более дней и имеет свои особенности.
Таким образом, после того, как логопед научил ребенка произносить звук, необходим контроль со стороны взрослых. Чем чаще взрослые будут исправлять неправильное произношение, тем быстрее звук закрепится в речи. Необходимо помнить, что делать это нужно корректно, доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у ребёнка негативной реакции. Помогут автоматизировать поставленный звук специальные игры и упражнения: многократное проговаривание слогов, а затем слов с поставленным звуком и т. д.
В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры понадобилось бы много времени и усилий.
Главное добиваться чистого произношения как во время игровых упражнений, так и в свободной деятельности. И чаще хвалите ребенка!
Автоматизация изолированного звука.
«Поедем на машине».
Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради
для индивидуальных занятий ребенок рисует машину, от которой тянется
извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т. д.). Ребенок
ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [ррр], ведет
пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего
объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути.
Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или
самолета; для [з] - комарика; для [ж] - жука и т. д.
«Дорожки»
Всевозможные рисунки – посади бабочку на цветок, произнося ж-ж-ж-ж-ж; дай косточку щенку – р-р-р-р-р; дай белочке орешки; мышке – сыр и т. д.
Игры для автоматизации звуков в слогах.
«Пальчики здороваются»
Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному,
среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный
звук или слог. Взрослый следит за правильностью произношения и
точностью движений пальцев рук ребенка.
«Ступеньки»
В тетради ребенок рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по
ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой
вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных
палочек или спичек. Задание остается прежним.
«Поймай звук»
Взрослый называет слова, а ребенок должен "хлопнуть", если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее.
Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.
«Повтори столько раз, сколько…»
Логопед предлагает ребенку повторить слог (слово) столько раз, сколько он хлопнет в ладоши, сколько ударит в барабан, сколько позвенит колокольчиком.
«Дорожка из букв»
Перед ребенком дорожка из гласных букв: А-О-У-Ы-О-И-А.
Ребенок «идет» по дорожке, соединяя поставленный звук с гласными буквами. Например: ар-ор-ур-ыр-ор-ир-ар; ра-ро-ру-ры-ро-ри-ра и т. п.
«Ромашка»
В тетради ребенок рисует крупную ромашку, в центре которой пишет
необходимую согласную букву (р, л, с, ш.) На лепестках ромашки пишутся
гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому,
прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ ; ар, ор, т. д. Упражнение
проводится с детьми которые знают буквы, при обучении грамоте.
Игры для автоматизации звука в слогах и в словах.
«Ладошки».
При произнесении звука, слога, слова нажимать указательным пальцем (пальцы меняются) противоположной руки на подушечки пальцев другой руки или нажимать на кружки, нарисованные на каждом пальце картонной ладони. Сначала отрабатывается правая, затем левая рука, а потом одновременно обе руки.
«Лови – бросай».
Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слова с заданным звуком. Ребенок бросает мяч обратно и повторяет названное слово. Можно повторять, изменяя слово (в ед. и мн. ч., в уменьшительно – ласкательной форме и т. д.)
Бусинки. Собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р].
Другой вариант, например, красный – «са», желтый – «со», синий – «су», зеленый – «сы». Нанизывая большие бусины, ребенок произносит слог громко, а нанизывая маленькие – тихо.
Игры для автоматизации звука в словах.
«Что я загадал?»
Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.
«Чего не стало?»
На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [Л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.
«Подбери слово»
В предложении потерялись слова. Я буду называть предложение, а ты его закончи. Только твое слово должно быть со звуком Л (Мама купила … лыжи, юлу, стул).
«Посчитай-ка»
Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например со звуком [Ш]: давай мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т. д.
«Рыбалка»
В «аквариуме» «плавают» рыбки, к которым прикреплены буквы. С помощью удочки с магнитиком ребёнок вытаскивает «рыбку» и на данный звук подбирает слова. Поймав «рыбок» - слова (рыбку с картинкой, дети учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым звуком, но и делить его на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы: «Кто это? Что это?», образовывать множественное число и т. п.
«Всезнайка»
Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука, например звука [С].
Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [С]?
Каких ты знаешь рыб на звук [С]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [С] ты знаешь? и т. д.
«Кто больше»
Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…
«Один — много»
- Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов.
Например: бокал — бокалы; пила —. ; пенал —. ; канал —. ; плот —. ; дятел —. и др.
«Знаешь ли ты?»
Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [Л] из названной тематической группы. Например:
Продукты питания — сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт — теплоход, тепловоз, велосипед.
Овощи — свекла, баклажан и др.
«Скажи ласково словечко»
Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково.
Например: вилка - вилочка, палка., полка -. , галка -. , кулак -кулачок, каблук -. , балкон -. , вулкан -. , колпак -.
Игры для автоматизации звука в словах и в предложениях.
«Лото».
Все карточки делятся между детьми. Начинает один из детей, выкладывая карточку, произносит, что на ней нарисовано: «У меня чайник и чайки». Другой ребенок подбирает подходящую карточку: «А у меня чайка и черепаха». Выигрывает тот ребенок, у которого заканчиваются карточки.
«День-ночь»
Выкладываются 6-8 картинок с автоматизируемым звуком. Ребёнок называет картинки. Наступает «ночь» - ребёнок закрывает глаза. Во время «ночи» убирается какая-нибудь картинка или добавляется новая или картинки меняются местами. Наступает «день» - ребёнок открывает глаза. Он должен назвать, что изменилось?
«Соседи».
Перед детьми раскладывается по 3 карточки в несколько рядов с определенным звуком. Ребенок должен без ошибок назвать всех соседей. (Жаба между жирафом и жуком, жаворонок между жасмином и лужами. Когда все картинки будут названы, первый столбик передвигается и игра повторяется. Если автоматизируется звук л, берется слово «около» и картинки выкладываются в ряд).
«Придумай предложение».
Задача игры – придумать предложение, в котором будет как можно больше слов со звуком Р. Начинаем с предложения из двух слов.
Например: Юра играет. Добавляем в него другие слова со зву Р. Радостный Юра играет в барабан. Другие возможные окончательные варианты предложений: Грустный Рома по вечерам красит краской раму. Егор собирает на огороде красные красивые крупные помидоры. Жора утром во дворе рубит дрова топором.
«Артисты».
Детям раздается по одной начальной картинке из каждой серии. Остальные перемешиваются на столе. Открывая по одной картинке, дети спрашивают: «Что здесь изображено?». Каждый ребенок определяет, подходит ему или нет, если подходит, составляет предложение и забирает. Получив все картинки, ребенок составляет рассказ, выходит на сцену, и пересказывает. Картинки подбираются с учетом автоматизированного звука.
«Загадка».
Перед детьми лежат перевернутые картинки, в названии которых есть автоматизированный звук. Дети по очереди берут картинку и описывают, остальные, догадываются, о чем идет речь.
Автоматизация звука в связной и самостоятельной речи
На последнем этапе автоматизации звука используются различные пересказы, составлении рассказов по картине или по серии картин. Эти задания довольно утомительны для ребёнка, поэтому, чтобы вызвать интерес, можно использовать пересказы и рассказы с фигурками на магнитной доске, придумывание сказок и их разыгрывание и др.
Одним из условий развития правильной речи детей выступает правильная, образная речь родителей, которая должна быть образцом для ребёнка. Каждое слово родителей должно быть значимым, помогать ребёнку познавать окружающий мир и осваивать язык.
Вот такие игры вы можете играть с ребёнком, для автоматизации поставленных звуков. Чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.