Любовь Сазонова
Консультация для воспитателей «Дидактические игры как средство всестороннего развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры в педагогическом процессе играют важную роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых,- это игровая деятельность.
Дидактические игры широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим миром, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний. При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам.
Публикация «Консультация для воспитателей „Дидактические игры как средство всестороннего развития дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Руководит дидактическими играми воспитатель.
В подготовку к игре входит следующее:
1. отбор игры в соответствии с задачами воспитания и возрастом детей; с учетом времени проведения, места (в групповой комнате, на участке, на прогулке); определение количества участников (вся группа, подгруппа, один ребенок).
2. отбор необходимого дидактического материала (пособий, игрушек, картинок, природного материала).
Воспитатель выбирает игру, предлагает детям поиграть, начинает играть и приглашает детей.
В любой дидактической игре должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Если одно из этих условий отсутствует, она превращается в дидактическое упражнение.
Воспитатель контролирует процесс игры, закрепляет умение играть, следит за выполнением правил, используя напоминание, дополнительное объяснение, оценку, вопросы, советы.
Подведение итогов игры – ответственный момент. Воспитатель отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен. Анализ игры должен быть направлен на выявление эффективных приёмов её проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и почему).
В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Детям предлагаются такие задачи, решение которых требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя задачу в игре, ребенок активизирует своё мышление, упражняет память, внимание, наблюдательность.
Задачи дидактических игр сводятся к нескольким видам:
1. Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии с возрастом детей).
2. Классифицировать и распределять предметы или картинки. Дети классифицируют картинки или предметы по виду или по материалу, из которого они изготовлены.
3. Определять предмет по нескольким или только по одному признаку. Дети угадывают предметы по простому описанию или кто-нибудь из них описывает вещь, а остальные угадывают.
4. Упражнять внимание и память. Дети должны запомнить какой-либо факт или определенный состав предметов, группу игроков и пр. и определить изменение, которое произошло в их отсутсвие.
В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.
Действие в игре должно отвечать двум основным условиям:
а) обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;
б) быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.
В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся.
Деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать. Важно, чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью. Поэтому она должна быть интересной, чтобы ребенок охотно подчинялся правилам.
Результат игры – это решение задачи и выполнение правил.
Результат оценивается с двух точек зрения: с точки зрения детей и точки зрения воспитателя. Оценивая результат с точки зрения детей, мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям. Выполняя дидактические задачи, дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память. Все это дает детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами: для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию.
Игра «Назови, что лишнее» (груша, яблоко, слива, морковь), «Что пропало?»
Настольно-печатные игры – это очень увлекательное занятие для детей.
Дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей, для детей среднего возраста с предварительным рассматриванием целого изображения.
Печатные дидактические упражнения готовятся в виде карточек.
Игра «Дорисуй картинку», «Это круг. Нарисуй лицо», «Дорисуй лучики», «Это овал. Дорисуй сову»
Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи.
Игра «Верно – неверно».
Цель: закрепить полученные знания о фруктах и овощах, развивать логическое мышление, двигательную активность.
Правило игры : если верно, дети хлопают в ладоши; если неверно – топают ногами.
Картофель, капуста, лук – это овощи.
Апельсин, яблоко, лимон- это фрукты.
Апельсин растет на огороде, на грядке.
А морковь растет на дереве.
У бабушке на даче выросли бананы.
Сто одежек и все без застежек – это капуста.
Яблоки растут на березе.
Игра «Во саду ли, в огороде».
Правило игры : воспитатель называет овощ или фрукт, если это овощ – дети приседают, т. к. растет на грядке в огороде; если фрукт, то дети встают, поднимают руки вверх, т. к. фрукт растет на дереве в саду.
Такие игры, как «Скажи наоборот», «Горячо - холодно»; «Скажи ласково», «Один – много «и др. можно посоветовать родителям для совместного проведения времени
с детьми дома, во время поездки в транспорте,- время проходит быстро, и самое главное, с большой пользой для всех.
Некоторые игры можно проводить во время прогулок, такие как «От какого дерева листок?», «Чьи это детки» и др.
Родители вместе с детьми могут изготовить дидактические игры сами в домашних условиях (собрать предметные картинки, изготовить карточки, фишки, из природного материала). Такая работа увлекает всех членов семьи, затем вся семья с интересом играет.
Важно приучить детей к тому, чтобы они бережно обращались с картинками и хранили их в определенном месте.
Таким образом, играя с детьми, мы способствуем их всестороннему развитию, развитию речи и мышления.