Кунурова Асемгуль Маратовна
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра в жизни ребенка дошкольного возраста»
«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Дидактическая игра – незаменимое средство обучения детей для преодоления различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребёнок. А это даёт возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребёнком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребёнке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать.
Публикация «Консультация для воспитателей „Дидактическая игра в жизни ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Сущность дидактической игры заключается в том, что для взрослых она – средство развития детей, а для детей – игра.
Дидактические игры для дошкольников – это обучающие игры. Это такая детская деятельность, при которой ребёнок получает или закрепляет информацию, полученную из повседневной жизни или на специальных занятиях, осуществляя игровые действия.
Главная особенность дидактических игр в том, что в этой игре две задачи. Одна задача – обучающая, которая скрыта от ребёнка и ребёнок не подозревает о её существовании (например, развивать память, или внимание, или мышление и т. д.). Вторая задача дидактической игры – игровая, которая излагается ребёнку в правилах, т. е. взрослый, который предлагает ребёнку игру рассказывает, что конкретно нужно сделать.
Структура дидактической игры
1. Правила игры:
Обеспечивают реализацию игрового содержания. Правила должны выполнять все участники игры. В одной и той же игре, могут быть разные правила. Если правил не будет, то игра не получится.
Игровые правила выполняют дидактическую игру в нужное русло, устанавливают и регулируют отношения между играющими, ограничивают двигательную активность детей. Благодаря правилам в игре решается дидактическая задача, а значит, ребёнок достигнет нужной цели, поставленной в игре.
2. Обучающая задача (дидактическая задача).
Это основной компонент дидактической игры и именно ему подчинены все остальные компоненты, Обучающая задача для детей проговаривается как игровая. Например, в игре “Сложи картинку”, обучающая задача – развивать мышление, внимание, усидчивость, а игровая задача (для ребёнка) – соединить картинки, чтобы получилась целая, чтобы было красиво.
3. Игровые действия.
Методы проявления активности ребёнка. Другими словами – это то, что необходимо сделать для того, чтобы достигнуть результата, чтобы выполнить игровую задачу. Существуют возрастные различия игровых действий детей. Для детей младшего дошкольного возраста результат не важен, их увлекает сам процесс игры. Поэтому игровые действия достаточно просты и однотипны, например, собирают и разбирают пирамидку, перекладывают картинки, узнают и называют предметы, подражают звукам животных и т. д. А вот для детей среднего и старшего возраста (например, с четырёх лет) результат очень важен и им нравятся игры сложные, которые состоят из нескольких игровых действий.
Например, в играх типа “Лото” дети не просто перечисляют предметы не картинках или фишках, они узнают предметы, соотносят их с предметами на карточке и стараются выиграть, закрыв игровое поле. После четырёх лет дети также любят игры инсценировки и сюжетно – дидактические игры, в которых нужно выполнять роли и соответственно осуществлять цепочку действий следуя выполняемой роли.
Все компоненты дидактической игры связаны между собой. Дидактическая задача определяет игровые действия, а правила помогают выполнять игровые действия и решить поставленную задачу.
Виды дидактических игр:
1.“Игры с предметами” - эти игры обязательно содержат дидактический материал: игрушки, природные объекты (макеты овощей, фруктов или настоящие шишки, семена, листья и т. д.);реальные предметы (предметы быта, орудия труда, произведения декоративно – прикладного искусства и т. д.). Применяя одни и те же предметы для разных возрастов можно решить разные обучающие задачи.
Например, игра “Чудесные мешочек” – дети младшего дошкольного возраста учатся просто называть слова, расширяя свой словарный запас, а дети старшего дошкольного возраста учатся составлять связный рассказ по предметам, развиваю свою связную речь.
Дидактические игры с предметами можно разделить на несколько подвидов.
Сюжетно – дидактические игры, в которых дети выполняют определённые роли.
Например: Роль продавца и покупателя в игре “Магазин”.
Игры – инсценировки, которые помогают детям уточнить представления детей о различных бытовых жизненных ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения. Например, “Кукла обедает”
Собственно игры с дидактическими игрушками.
2.“Настольно – печатные игры” – тематика, содержание, оформление настольно – печатных игр настолько велико. Настольно – печатные дидактические игры идеальны для умственного воспитания детей, они расширяют и систематизируют представления дошкольника об окружающем, способствует развитию памяти, внимания, воображения, мышления ребёнка. К настольно – печатным дидактическим играм относятся: лото, домино, вкладыши, пазлы, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики.
3.”Словесные игры” – они отличаются от всех остальных игр, что в них нет опоры на наглядность. Именно поэтому эти игры подходят для детей, начиная с четырёх лет. Среди словесных игр много народных, в которых используются потешки, прибаутки, загадки и др. Словесные игры решают такие задачи: формирование слухового внимания и развитие фонетического слуха, активизация словарного запаса, развитие и совершенствование мыслительных операций ребёнка.
Например: «Был бык тупогуб,
тупогубенький бычок,
у быка бела губа
была тупа»;
«Сшит колпак
не по - колпаковски,
надо его переколпаковать,
кто его переколпакует,
тому полколпака гороху».
Руководство дидактическими играми.
Обучение на занятиях - одна из основных форм прямой передачи знаний в определенной системе и последовательности, важное звено умственного воспитания в детском саду.
Сюжетно-дидактическая игра, организованная воспитателем после занятий, даёт ребенку возможность практически использовать, закреплять и уточнять полученные на занятиях представления.
Например: если на 3-4 занятиях дети старшей группы знакомятся с порядковыми числительными, то и основной целью сюжетно-дидактической игры «Зоопарк», организованной вслед за занятием, будет практическое использование порядковых числительных в пределах 10.
Таким образом, обеспечивается взаимосвязь между содержанием занятий по математике и последующей игрой.
Сюжетно-дидактические игры под контролем педагога целесообразно проводить 2-3 раза в неделю, в свободное от занятий время. Самостоятельно в эти иглы дети могут играть и в другие дни.
Руководство любой игрой, в том числе и сюжетно-дидактической, требует большого педагогического мастерства и такта. Руководящая роль воспитателя в играх, включающих счет и измерение, обусловлена спецификой этих игр.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например: «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию,- главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.
Нравственное воспитание. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывает интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре «Кто построил этот дом?» дети узнают о том, что, прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги и др.
Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.
Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особо важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая моторика, что также благополучно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. будущему обучению в школе.
Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения: договариваясь играть, будь добрым, вежливым и справедливым; не требуй всегда ведущей роли, помни, что и другие хотят быть ведущими; не мешай товарищам, если они заняты игрой; если хочешь вместе играть, попроси разрешения и т. д. Эти правила не заучиваются с детьми специально, но взрослые проявляют постоянную заботу о создании условий для их усвоения.
Литература:
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. -2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991.
Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение,1987.
Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение,1982.
Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. -М. :Просвещение,1975