Медведева Елена
Консультация для воспитателей «Дети не ангелы»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование человека, его потребностей и запросов, его представлений о счастье, о смысле жизни, об успехе начинается с детства. Пора становления – пора вопросов. Почему? Зачем? Выяснить, понять, докопаться до сути… Маленький ребенок – вечный почемучка, исследующий мир, в который он попал. Его нравственный рост начинается в семье. И в ней все важно: взаимоотношения, устои, стиль жизни, правила, требования, запросы, устремления. Перед тем как сеять семена, готовят почву. Так сеют и «разумное, доброе, вечное». К нравственному самоопределению человека тоже надо готовить, развивая его чувства, поддерживая его порывы, побуждая к размышлениям, к честным и смелым поступкам, к решениям по совести. Как это происходит? Для ответа на этот вопрос обратимся к анализу ведущей деятельности дошкольника. Ведущей деятельностью дошкольного возраста, как известно, является игра. К старшему дошкольному возрасту она достигает определенного развития и обретает ряд форм, среди которых выделяются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. Принятие правил и следование им, принятие роли и последовательное осуществление ее требуют от ребенка сознательного управления своим поведением. В процессе выполнения роли ребенок подчас попадает в ситуации столкновения непосредственных, ситуативных желаний и побуждений, вытекающих из самой игры. Это вызывает к жизни механизм соподчинения мотивов – волю. Именно здесь закладывается и нравственный облик будущего человека: он зависит от того, какие мотивы «возьмут верх». Сюжетно-ролевая игра становится для дошкольников школой присвоения социального опыта, в которой они познают характер человеческих взаимоотношений, овладевают опытом их организации. Именно в игре дети знакомятся с правами и обязанностями взрослых людей и начинают стремиться к достижению более «престижного» положения среди окружающих.
Публикация «Консультация для воспитателей „Дети не ангелы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
А теперь приглядимся к детям, играющим на площадке детского сада… Роются в песочнице с совками и ведерками, катаются с деревянной горки, готовят из листиков и травинок обед для кукол. Нехитрые занятия. Но одни строго соблюдают каноны справедливости: катаются по очереди, объединяются в общей игре, делят поровну какой-нибудь кукольный «дефицит». А другие норовят воспользоваться тем, что сами чуть посильнее да половчее и, смотришь, никому не хотят уступать места на качелях, и никак не дождется очереди какой-нибудь тихий ребенок, делая робкие поползновения получить свое. Как часто мы наблюдаем в группах такую картину: этот ребенок сам строит свои отношения со сверстниками, готов нахватать синяков и шишек, но отстоять себя. А другой, чуть его задели, подымает рев, призывая на помощь взрослых, бежит им жаловаться, требует немедленно наказать обидчика. Дети – не ангелы. И среди них уже есть храбрые и трусоватые, справедливые и жадные, откровенные и хитрые. Есть защитники слабых и их «тираны», маленькие удальцы и ябеды – подлизы. Непочатый край задач, которые встают перед нами, воспитателями. Но подмечаем ли мы зародыши нравственных недостатков у детей, задумываемся ли, как предупредить их развитие? Не полагаемся ли тут порой на житейскую стихию? Всегда ли отдаем себе ясный отчет, к чему могут привести иные наши похвалы или предостережения? Видим ли перспективу развития характеров? Вспомним ситуации мелкие, житейские, обыденные, прислушаемся к будничным наставлениям, мимоходом слетающих с наших уст: «не лезь в драку», «и без тебя справятся», «не давай велосипед, а то сломают» и др. Мелочи? А если их твердить изо дня в день то по одному, то по другому случаю? Капля по капле и камень долбит. Об этом стоит задуматься. Дети, поступающие несправедливо или жестоко, как правило, отлично знают, что действуют нехорошо. Но есть побудительные причины для таких действий. Одобрение тех, чье мнение для них важно, наслаждение, которое дается ощущением своей силы… Мы не можем закрывать глаза на то, что ребенок несомненно получает удовольствие, командуя теми, кто послабее, поедая запретные сладости или отбирая у другого то, что понравилось. Желание получить удовольствие часто оказывается сильнее страха перед наказанием. Что же можно противопоставить удовольствию от дурного поступка? Удовольствие от поступка хорошего. Радость почувствовать себя сильным, помогая слабому, а не обижая его. Радость дарить, а не отнимать. Но к этим нравственным радостям детей надо подводить, пробуждая и поддерживая добрые порывы. В ребенке надо уметь видеть, выявлять, поощрять все лучшее, тогда он и сам будет стремиться стать лучше. «Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, - писал Антон Семенович Макаренко, - и педагог это обязан делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться». Эта мысль равным образом относится к любому воспитателю. Если мы хотим, чтобы ребенок сформировался как нравственная личность, мы должны его поднимать в его собственных глазах на ту высоту, на которой хотим его видеть. Нравственность в детях нужно воспитывать самой жизнью, обстоятельствами. Нравственные чувства, я думаю, надо воспитывать неутомимо, каждый день, каждый час, ибо чувства эти должны быть глубокими и осознанными. Чтобы подготовить ребенка к жизни, надо заложить в его душе прочную нравственную основу.