Ольга Бурякова
Консультация для воспитателей «Дети и очки»
▼ Скачать + Заказать документы
В работе со слабовидящими детьми вы можете столкнуться со следующей проблемой. Многие дети не любят и не хотят носить очки, тем более, где другие дети без очков. Нужно сделать так, чтобы сами дети осознали и поняли, что из- за нарушения зрения они не могут получать об окружающем полноценную информацию. Чтобы помочь детям это осознать, нужно предложить им рассмотреть игрушку или какой-то предмет (близко и на расстоянии, посмотреть в окно и т. п. — сначала в очках, а затем без очков. Ребёнок поймёт, что в очках он смог увидеть, различить, выделить больше признаков предмета, чем без очков. В очках он видит предмет, расположенный на некотором расстоянии от него, четко, в ярких тонах, со всеми деталями. Без очков удаленный предмет либо вовсе не воспринимается, либо воспринимается нечетко, контур его размыт, многие детали выпадают, трудно определить пространственное расположение частей и т. д. Кроме осознанного ношения очков дети должны также иметь представление о том, что вредно для зрения. Что недопустимо рассматривание иллюстраций, чтение книг, выполнение графических заданий и т. п. при плохом освещении, рассматривание и чтение книг лежа. Дети должны знать, что длительное зрительное напряжение (рассматривание и чтение книг, просмотр телепередач, игры за компьютером и т. п.) приводит к переутомлению зрения, к снижению умственной работоспособности. Дети старшего дошкольного возраста быстро усваивают эти правила и в результате постоянных упражнений в соблюдении начинают следовать им самостоятельно, без напоминания и контроля взрослых. Для этого можно использовать разнообразный наглядный и дидактический материал, демонстрирующий детям правила рационального использования своего зрения и его охраны. Например, карточки с изображением правильной и неправильной поз ребенка во время чтения книги, рисования и т. д. ; карточки с изображением ребенка, читающего лежа, читающего в движущемся транспорте; карточки с изображением ребенка, читающего при свете настольной лампы — на одной читающего в полумраке — на другой; карточки, на одной из которых изображены очки с чистыми стеклами, а на другой — с грязными, и т. д. Детей, носящих очки, необходимо научить правильному обращению с ними (с очками). Ребёнок должен бережно к ним относиться, не ронять, не хвататься руками за стекла, хранить очки в футляре. Взрослые должны регулярно контролировать, в каком состоянии находятся очки, время от времени мыть, следить за тем, чтобы стёкла всегда были чистыми. Никогда не позволяйте ребенку тереть руками глаза. Ведь руки у ребенка могут быть в этот момент грязными, тем более, когда вы гуляете на улице, а малыш возится в песке. Если у ребенка зачесался на улице глаз или попала в глаз соринка, окажете ему помощь, пользуясь чистым носовым платком. Берегите орган зрения от воздействия слишком яркого прямого и отраженного света. Не разрешайте детям, балуясь, смотреть на солнце. В яркую солнечную погоду необходимо защищать глаза детей широкими полями панамки. Можно даже подобрать ребенку солнцезащитные очки. Дети обожают и любят надевать такие очки.