Ольга Ткаченко
Консультация для воспитателей «Активные формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации ОП до»
▼ Скачать + Заказать документы
«Активные формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации ОП ДО»
Составила воспитатель Ткаченко О. В.
«Воспитание есть процесс социальный
в самом широком смысле.
Воспитывает всё : люди, вещи, явления,
но прежде всего и больше всего – люди.
Из них на первом месте родители и педагоги».
Антон Семёнович Макаренко
Публикация «Консультация для воспитателей „Активные формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации ОП до“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Одна из приоритетных задач детского сада является «Привлечение родителей к активному участию в воспитательно - образовательном процессе».
Перед нами стоит задача: как изменить общение педагогов с родителями, сделав их партнерами для реализации ОП ДО, как вывести их на доверительный разговор, повысить степень включенности родителей в образовательный процесс, используя большой их воспитательный потенциал и найти новые формы сотрудничества. Порой сложности в общении между семьей и детским садом возникают у нас, когда не совпадают взаимные ожидания или родители проявляют недоверие к воспитателям.
Совместная работа специалистов детского сада по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Современные инновационные формы обязательно должны решать такие актуальные задачи как:
1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
3. Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).
4. Повышение уровня компетентности родителей.
Форма – способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.
Формы работы делятся на активные и пассивные, на групповые и индивидуальные, а также на традиционные и нетрадиционные.
Формы работы с родителями можно разделить на познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно – информационные.
К активным познавательным формам работы можно отнести родительские собрания.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
В течение учебного года воспитатель периодически (ежеквартально) планирует фронтальные встречи с родителями детей. Это обычно родительские собрания, на которых отдельные вопросы можно проводить в форме : «Круглого стола», «Устного журнала», «Семейного клуба», «Викторины», «Школы молодой мамы», «Клуба бабушек (пап)», «Маминого класса», «Маски или часа откровений». Воспитатель использует различные варианты подачи информации, например: лекцию, беседу, дискуссию, практикум, деловую игру, тренинг, семинар-практикум. педагогическую ролевую игру, педагогическую ситуацию, психологический час, собрание-калейдоскоп, устный педагогический журнал.
Одним из первых проводится родительское собрание на тему «Презентация детского сада (или группы)». Презентация детского сада – это праздник знакомства новых детей и их родителей с детским садом, коллективом, помещениями, программами, по которым работает детский сад. Основная задача – с первых минут общения вызвать у ребёнка радость, сформировать в сознании родителей положительный образ детского сада, продемонстрировать настрой на взаимодействие и взаимопроникновение в проблемы друг друга. Это мероприятие требует большой подготовки, но приносит огромную отдачу, облегчает процесс адаптации ребёнка к детскому саду, снижает уровень родительских тревог и опасений по поводу пребывания ребёнка в детском саду.
• «Семинар – практикум» не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. На семинарах-практикумах могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.
• «Родительский клуб» – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников. Родительский клуб, как объединение родителей, воспитывающих ребенка, может поставить перед собой, например, следующие задачи:
способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
содействие формированию благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов.
формирование партнерских взаимоотношений родителей с детским садом.
содействие личностному и социальному развитию родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности.
Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это может способствовать заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.
• «Педагогическая лаборатория». Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги.
• «Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций.
• «Аукцион» (в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме).
• «Вечера вопросов и ответов» (однотемные и многотемные).
• «Встречи-знакомства» - это встречи, целью которых является разностороннее знакомство семей воспитанников между собой и знакомство с педагогами, воспитывающими ребёнка в детском саду. Для этого можно использовать фотографии, символическое изображение фамилий семей воспитанников, придуманных ими самими, ассоциативный ряд слов, где первое слово задано ведущим и связано с тематикой встречи, а остальные придумываются родителями по эмоциональной ассоциации, какой-либо предмет, стоящий посередине зала и к которому родители определяют свою близость/дальность, встав на определённом расстоянии от него.
• «Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят.
• «Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог.
• «Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения.
• Родительские встречи с презентацией детской деятельности: открытые занятия, драматизация сказок, литературных произведений, музыкальные номера и т. д. Где родители являются не только пассивными зрителями, но и активными участниками. А для привлечения родителей, используются эстетическое и содержательно-интересное объявления о предстоящем мероприятии.
Родителей всегда интересует иллюстративная составная родительского собрания:
1) планшеты;
2) родительские уголки;
3) выставки;
4) итоговые анкеты или ключи к тестам;
5) подборка литературы;
6) видеоматериалы и фоторепортажи;
7) книжка-эстафета;
8) фотомонтаж;
9) «Летопись нашей группы»;
10) дорожка наших кружков (о кружковой работе);
11) кармашек «Вместе с ребенком»;
12) «Семейная копилка»;
13) памятки и буклеты;
14) «Дорожка закаливания (здоровья)»
15) адреса Интернет сайтов по проблеме.
Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка.
Наиболее действенная форма для этого является посещение семей. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т. д. Посещение приносит пользу родителям: они получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком и позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.
Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим можно путем проведения дней открытых дверей.
К их проведению необходимо прилагать большие усилия всех педагогов детского сада. Либо показ презентаций «Из жизни группы», «Наша дружная семья», «В кругу семьи». Также использовать такие формы, как: занятия о профессиях, которые проводят родители, школа «Успешного родителя», участие в работе педсовета, подготовка и посещение «Ярмарки».
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
К данной группе форм можно отнести проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Лучший папа», «Папа, мама, я - дружная семья», организация совместных игровых спортивных соревнований и развлечений: «Мама, папа, я – спортивная семья», «А, ну-ка, мамы!», «Весёлые старты». Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в коллективе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Также одной из результативных активных форм работы с семьями воспитанников являются : совместное творчество (поделки, рисунки, посещение театра, музеев, культурно-массовых и спортивных мероприятий, участие в облагораживании территории детского сада, помощь в косметическом ремонте групповых помещений, участка, приобретение и создание пособий, костюмов, атрибутов, декораций, организация экскурсий, участие в сопровождении детей на экскурсии, целевые прогулки, оформление развивающей среды, ремонт мебели и оборудования, ведение кружков по интересам детей, спонсорская помощь, дежурства (в детском саду, на участке, на прилегающей территории к учреждению (ПДД «Родительский патруль», «Серебрянный патруль»).
Такт и своевременность подачи информации способствует вовлечению родителей в конкурсы, проекты, акции.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне детского сада, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей.
Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям, повышает инициативность неактивных родителей.
Содержание конкурсов может быть разным: традиционные конкурсы или соответствующие тематике плана. При подготовке конкурса необходимо определить цель проведения, участников, состав жюри, критерии оценки, награждение победителей. Необходимо заранее ознакомить родителей с положениями конкурса, дать достаточно времени на его подготовку.
Итоги проведения творческих конкурсов могут быть представлены родителям в виде стенгазеты, выставки, видео или фоторепортажа.
Объявление о проведении конкурса вывешивается в вестибюле группы заранее. Дополнительно каждая семья получает листовку с условиями конкурса.
Такая форма совместной деятельности как участие в проведении акций имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы
Направления и выбор тематики в работе с семьей необходимо планировать исходя из:
1) годовых задач детского сада;
2) данных анкетирования и тестирования родителей группы, где изучаются потребности и уровни педагогических знаний каждой семьи;
3) индивидуальных знаний, подготовленности педагогов работающих с детьми этой группы.
Наглядно-информационная форма используется для ознакомления родителей с работой детского сада, с особенностями воспитания и развития, с формами и методами работы с дошкольниками. Она относится к пассивной форме работы с семьями воспитанников. К ней относятся интернет ресурсы.
В настоящее время каждое дошкольное учреждение имеет свой сайт, на котором содержится информация для родителей : о направлении работы детского сада, об оказании услуг, о педагогах, о мероприятиях, проводимых в детском саду, с фото и видео отчётом последних. С помощью сайта учреждения родители могут получить интересующую их информацию, связанную с адаптацией детей, высказать свои пожелания, написать отзывы о работе детского сада, что будет способствовать выявлению интересов и запросов родителей.
Еще одна форма взаимодействия воспитателей и родителей, которая оказалась весьма продуктивной в части распространения и оперативной доставки информации это группа, созданная в соцсети, в специальном приложении телефона (Сферум, «В Контакт», Телеграм, WhatsApp).
Ежеквартально и ежемесячно надо планировать работу соответственно темы последующего родительского собрания или педагогического совета. Так как последующее родительское собрание или педагогический совет будет детально рассматривать состояние конкретной проблемы на данном этапе работы. Данная тема может быть как одним из вопросов повестки родительского собрания, так и полностью подчинить повестку родительского собрания рассматриваемой проблемы.
Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия образовательного учреждения. Мы - педагоги понимаем, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и детским садом.
Воспитатели должны уметь вариативно использовать формы взаимодействия с родителями с учетом социального заказа семьи и образовательной ситуации в каждой возрастной группе.
Преимущества форм взаимодействия детского сад с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны. Данные формы создают положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Воспитатели в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от педагогических до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.