Тамара Бобылёва
Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
"Проблемы инклюзивного образования детей
с ограниченными возможностями здоровья"
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенные» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие их особые потребности.
Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.
Публикация «Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
В настоящее время интенсивно входит в практику инклюзивное образование, которое ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. В основу инклюзивного образования заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая отношение ко всем людям как к равным, но и при этом создает необходимые условия для детей, которые имеют особые образовательные потребности.
В наше время инклюзивное образование, становясь реальностью, неуклонно «приобщает» в себя все страны мира. Но, в тоже время, интенсивно входя в практику, инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. В отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзия понимается и трактуется как благо для всех. И для тех, кто учит этих детей (для педагогов, и для тех, кто учится вместе с ними (для нормативно развивающихся детей, и для тех, кто воспитывает детей (для их родителей, и как шанс для всего общества – гражданского общества, получающего посредством этого образовательного процесса возможность на практике реализовывать гуманистические ценности равных прав, свобод и достоинств каждого человека, независимо от состояния его здоровья.
Благодаря этому опыту доказано, что включение особенных детей в общеобразовательную среду дает очевидные эффекты для их собственного развития, обучения, и что важнее всего, для их социализации.
Мы бы хотели обратиться к вопросу о том, какие трудности возникают при включении детей с особенностями развития в образовательный процесс ДОУ.
Первое, что хотелось бы отметить, на сегодняшний день в отношении инклюзивного образования не в полном объеме разработана нормативно-правовая база, определяющая численность детей с особенностями в одной группе, время их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка.
Трудностью на пути принятия решения о разворачивании инклюзивной практики в дошкольном учреждении, является психологическая неготовность педагогического состава к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет о необходимости воспитания толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями, а так же знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.
Не менее важным условием при реализации инклюзивной модели в ДОУ мы отмечаем изменение установок взрослых на «особенных детей», ведь особенности есть у каждого из нас. Ни для кого не секрет, что недостаточная информированность порождает у значительной части общества предвзятое отношение к возможностям людей с ОВЗ. Это, в свою очередь, делает самих людей с ограниченными возможностями здоровья пассивными, безразличными к собственному общественному положению, вынужденными искать пути приспособления к житейским ситуациям. И как замкнутый круг, эти само найденные пути вызывают протест в обществе, которое называет их потребительством, иждивенчеством и т. д. Изменить ситуацию можно. Самый эффективный путь достижения взаимопонимания – воспитание у взрослых позитивного отношения к людям с ОВЗ через систему работы, цель которой заставит человека задуматься о том, как живут и что чувствуют эти люди, когда на них не обращают внимание.
При этом возникают следующие вопросы: как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности детей, которые должны ее освоить; как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка и при тематическом планировании работы в группе? Ответы на эти вопросы формируют новый подход к образованию. Меняется педагогика в целом, она становится включающей (инклюзивной). В создание новых форм и способов взаимодействия детей и взрослых включаются все участники образовательного процесса (педагоги, родители, дети, администрация, поскольку инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого.
Следующая сложность, которая возникает при включении в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями это изменения образовательной среды, что подразумевает составление образовательного проекта, в котором предусматриваются особенности ребенка. (Например, если приходит ребенок с физическими нарушениями, планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду: все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение за столом, прогулки, двигательные занятия, педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми). Очевидно, что данное условие требует материальных вложений, что не всегда становится возможным в некоторых детских садах.
Таким образом, если брать курс на инклюзию, необходимо понимать, что движение в эту сторону с теми проблемами, которые есть: отсутствие нормативно-правовой базы, психологическая неготовность педагогических кадров к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие финансирования - это достаточно затратный процесс. На переходном этапе надо двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства.
Основная цель образовательного учреждения при реализации инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными стартовыми возможностями, поэтому при принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении должны быть учтены следующие условия:
наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, родители которых готовы привести их в этот детский сад;
психологическая готовность руководителя и коллектива к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов);
наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, при необходимости, безбарьерной среды;
возможность повышения квалификации педагогов в данном аспекте.
Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям образовательной системы. Образовательное учреждение выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию.
Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.