Ирина Репина
Консультация для воспитателей «Релаксация»
▼ Скачать + Заказать документы
Данная консультация дает дополнительную информацию по использованию метода релаксации, как части гимнастики по коррекции развития движений у детей с нарушениями центральной нервной системы (ЦНС).
Публикация «Консультация для воспитателей „Релаксация“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Социальная реабилитация детей-инвалидов осуществляется научно-обоснованной системой специального обучения. В последние годы большое значение приобретает реабилитационная терапия, восстановительное лечение, так как двигательные нарушения у детей без коррекционного воздействия развиваются стремительнее. Коррекция психомоторных расстройств у детей ведет к улучшению их психического развития, которое осуществляется в значительной степени путем развития моторики, предметных действий, навыков самообслуживания, трудовой деятельности и др.
Коррекция психомоторных расстройств у детей-инвалидов должна основываться на особенностях их двигательной патологии.
Нарушение двигательной активности у особенных детей вызвана торможением ЦНС.
При церебральных параличах основным методом коррекции является лечебная физкультура, направленная на исправление контрактур, неправильных поз, вызванных параличами и парезами, нормализацию мышечного тонуса и тренировку мышечных групп.
В комплекс мышечной физкультуры входит и метод релаксации, т. е. расслабление различных групп мышц организма детей, отчасти это введение в гипнотическое состояние. Гипнотизация зависит от возраста.
Основной целью проведения упражнений по релаксации является профилактика заболеваний, закаливание, умение освобождаться от стрессов, перенапряжение и коррекция психомоторных расстройств.
От 0 до 2 лет – это доречевой период. Здесь применяется:
Тактильная стимуляция (поглаживание):
• Поглаживание грудной клетки со словами «Ты моя хорошая, красивая»,
• Массаж живота (поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывания пальцами, похлопывание ребром ладони). Цель массажа – улучшить работу кишечника.
• Упражнение «Лебядиная шея» (поглаживание шеи от грудного отдела к подбородку).
• Упражнение «Чебурашка» (поглаживание ушных раковин).
• Массаж головы.
• Упражнение «Красивое лицо». Используется для активизации мимических мышц. Существует комплекс релаксационных упражнений для мимики лица, где малыши выполняют эти упражнения за воспитателем, а более старшие дети перед зеркалом.
Кинестетическая стимуляция (укачивание):
• Упражнение «Покачай малышку» (сидя прижимаем к груди стопу ноги ребенка, укачиваем, касаемся лбом колена).
• Упражнение «Качалочка».
• Упражнение «Шалтай-болтай».
Аудиальная (слуховая) стимуляция.
Основана на применении музыки спокойного характера перед сном, во время пробуждения или во время занятий.
Гимнастику пробуждения целесообразно проводить после пробуждения (утром – после ночного сна, после дневного сна, лежа или стоя у кровати.
Примерный комплекс упражнений:
• Потереть ладошку об ладошку. Массируем пальцы рук и ног (активизируем деятельность внутренних органов, 6 – 10 раз.
• Горячими ладошками потереть щечки (5 – 10 раз).
• Пальцами рук поочередно постучали по макушке – «Петушок», 3 – 5 раз.
• Массаж пальцев рук.
• Массаж пальцев ног.
• Стопой одной ноги проводим по голени другой и наоборот, 5 – 6 раз.
• «Велосипед» - 5 – 6 раз. Для маленьких «Жучки» помахать руками и ногами.
• Упражнение «Боксер».
• «Потягушки – потягушки». Хорошо потянуться (дотянуться до чего-нибудь, 5 – 6 раз. Если выполняется стоя, то потянуться вверх или дотянуться до игрушки.
• Ходьба по дорожке с нашитыми пуговицами босиком для профилактики плоскостопия 2 – 4 минуты.
После всех упражнений – одеться.
Визуальная стимуляция – сюда входят подвесные игрушки, погремушки и другие объекты, которые изменяют форму, цвет, расположение. Это могут быть рыбки, бабочки, вырезанные из бумаги и подвешенные на леске, от легкого ветерка они начинают вращаться; заводные игрушки с музыкальным сопровождением. Также применительно сюда упражнение «Пушок» (дети дуют на пушки разного цвета, которые разлетаются в разные стороны).
Очень эффективно использовать в работе с детьми упражнения по дыхательной гимнастике:
• «Дудочка» и. п. : сидя на стуле, кисти рук сжаты и подняты вверх, как будто в руках дудочка. Медленный выдох с произношением звука «ф-ф-ф» 4 – 5 раз.
• «Петушок» и. п. : встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку» 5 – 6 раз.
• «Паровозик» и. п. : руки согнуть в локтях. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух» 20 – 30 секунд.
• «Насос» и. п. : встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произношением звука «с-с-с» 6 – 8 раз.
• «Веселый мячик» - и. п. : стоя прямо. Ноги врозь, поднять руки с мячом (диаметром до 10 см.) к груди, вдохнуть, бросить мяч от груди вперед со звуком «у-х-х-х» (выдох, догнать мяч 4 – 5 раз.
• «Регулировщик» и. п. : стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону – вдох. Поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «ррррррр» 4 – 5 раз.
• «Гуси» и. п. : основная стойка. Медленная ходьба по залу. На вдох руки поднять в стороны, на выдох опустить вниз с длительным произношением звука «га-га-га» или «г-у-у-у» 1 – 2 минуты.
«Каша шипит» и. п. : сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь – вдох, опуская грудь – выдох и выпячивая живот – вдох, при выдохе – громко произносить звук «ш-ш-ш» 5 – 6 раз.
• «Ежик» и. п. : сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «ф-ф-ф» выпрямить ноги – вдох 4 – 5 раз.
• «Шар лопнул» и. п. : ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Хлопок перед собой – медленный выдох на звук «ш-ш-ш» 5 – 6 раз.
• «Дровосек» и. п. : ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сплетенные руки вверх – вдох. Опустить вниз – медленный выдох с произношением «ух-ух-ух» 5 – 6 раз.
• «Вырасти большой» и. п. : ноги вместе, руки опущены. Поднимаясь на носки потянуть руки вверх – вдох, опускаясь на всю ступню руки вниз – выдох с произношением «ух-хх» 5 – 6 раз.
Можно ввести в работу с детьми раннего возраста дыхательную гимнастику по Стрельниковой. Начинать проводить элементы гимнастики с одного года.
Возраст от 2 до 4 лет – раннеречевой период.
Ко всем перечисленным методам релаксации добавляются следующие:
• Рассказывание сказок ребенку.
• Чтение стихов, потешек.
• Любимое занятие ребенка.
• Разговор ребенка от имени куклы, игрушки или домашнего животного.
• Звукоподражание голосам знакомых животных.
Все эти упражнения происходят во время игры. Это развивает в них чувство доброты, отзывчивости, активизирует речь, расширяет кругозор.
Дети свободно выражают свои эмоции: смеются, радуются, кричат, гримасничают. Взрослый должен полностью раскрепостить детей во время игры, чтобы они не думали о пользе этих упражнений. Все упражнения и игры по реабилитации детей проводятся в свободном темпе, без принуждения. Для них это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной тренировки, дети обретают внутреннюю свободу, здоровье.
Основной целью проведения упражнений по релаксации является профилактика заболеваний, закаливание, умение освобождаться от стрессов, перенапряжение и коррекция психомоторных расстройств.