Юлия Михайлова
Консультация для воспитателей «Знакомство детей с русской народной песней»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с русской народной песней.
Одной из основных задач художественно- эстетического воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную.
Публикация «Консультация для воспитателей „Знакомство детей с русской народной песней“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Песни. Все материалы на тему песен
- Русские народные песни
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Большое разнообразие методик, разбросанность материала по русской народной культуре в дошкольных учреждениях не позволяет воспитателям и педагогам более глубоко и целенаправленно знакомить детей с родной культурой.
В повседневной жизни и на занятиях дети знакомятся с устным народным творчеством, музыкальным фольклором, народными играми, праздниками, обрядами, получают представление о труде, быте, костюме русского народа, народными ремеслами, декоративным искусством. Кроме того, дети могут попробовать себя в области народного пения и танца, прикладного искусства, декоративных росписей, что способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению ребенка.
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является ФОЛЬКЛОР – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народного эпоса, песенного искусства.
Одним из главных элементов устного народного творчества является РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ. Русские народные песни можно классифицировать по возрастному признаку : колыбельные, детские, молодежные и т. д., по признаку содержания : обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т. д., по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде, игровые песни, и песенки, и т. д.
Детская русская народная песня, начиная от колыбельной, имеет обычно очень простой музыкальный строй и почти не требует музыкального сопровождения. Она может использоваться детьми с голоса воспитателя, матери, бабушки. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится, позволяет сопровождать песню танцевальными движениями. Кроме того, народную песню (колыбельную, детскую) ребенок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ролей.
Простота народной детской песни дает возможность педагогу организовать работу с родителями непосредственно по ее изучению и использованию в воспитательных целях.
Всякая русская народная песня, в том числе и детская, позволяет любому ее исполнителю, воспитателю, самим детям вносить любые изменения, соответствующие ситуации. В этом и состоит основная особенность народной песни.
Задачи по ознакомлению с русской народной песней.
МЛАДШАЯ ГРУППА
Народная песня. Учить подпевать повторяющиеся интонации, выполнять несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки. Воспитывать интерес к народной песне, любовь к семье и родному дому.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Народная песня. Увеличить объем песенного репертуара, добавить хороводные песни, игровую песню. Активизировать переход от разговорной к певческой интонации. Учить интонировать в пределах терции, кварты. Предлагать ситуации, в которых необходимо действовать самостоятельно. Усложнять режиссуру песни (несколько солистов). Ввести понятие «обрядовая песня». Настраивать на сопереживание характеру и содержанию народной песни.
СТАРШАЯ ГРУППА
Народная песня. Значительно расширить объем песенного репертуара, добавить песни шутливо-комического характера. Инсценировать и импровизировать песенный материал. Ввести в каждое занятие разминку – упражнения для дыхания, звукообразования и т. д. Ввести частушки, учить понимать их, показывать характер героя, петь, плясать, подыгрывать на музыкальных инструментах. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при исполнении и прослушивании песен разного характера.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Народная песня. Дать понятие о таких жанрах русской народной песни, как
Лиричесие («Ходила младёшенька по борочку». «Уж, как я ль свою коровушку люблю». «А я по лугу, а я по лугу». «Со вьюном хожу»,
шутливо-комические («Во кузнице». «Пошел козел по лесу», строевые («Солдатушки, браво ребятушки». Закреплять умение петь частушки. Предоставлять возможность самостоятельно инсценировать песни. Воспитывать целостное музыкально-эстетическое восприятие народных песен и их содержания.
Русские народные песни применяются во всех видах музыкальной деятельности: слушаем, поем, подыгрываем на музыкальных инструментах, используем для сопровождения плясок и хороводов. Отдельные песни очень удобны для инсценировок, т. к. имеют сюжет, развивающийся на протяжении всего произведения. Некоторые песни используются как зачин к подвижным играм.
Полученные знания используются на фольклорных развлечениях и праздниках.
Использование русских народных песен знакомит детей с обычаями и традициями, с прошлым нашей страны;
-расширяет кругозор;
-обогащает духовный мир ребенка;
- развивает голосовые данные и певческие умения;
-способствует развитию речи ребенка.
Русские народные песни являются незаменимым средством нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения.
Широко внедряя в работу по художественно-эстетическому воспитанию русские народные песни, мы приучаем наших воспитанников к мысли о добре, дружбе, трудолюбии, любви к природе, к родной стране, которые всегда были важны для наших предков и почитаемы ими.