людмила политанская
Консультация для воспитателей «Влияние русских народных сказок на речевое развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК НА РЕЧЕВОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.
Публикация «Консультация для воспитателей „Влияние русских народных сказок на речевое развитие детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным и проверенным народом в течение столетий. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга, поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Из сказок ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Через сказку у детей складываются более глубокие представления о мире.
При знакомстве со сказками, используются следующие формы и методы с детьми: чтение, рассказывание, заучивание наизусть, обсуждение, беседа, знакомство с авторами произведений, художниками-иллюстраторами, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, театрализованные игры, игры-импровизации, ситуативный разговор, самостоятельная деятельность в книжном уголке, использование различных видов театров, тематические вечера.
В группах раннего возраста проводится показ театров кукол, игрушек, картинок на занятиях и в повседневной жизни. Театрализация художественных произведений помогает более эмоциональному и глубокому восприятию их содержания, обогащает эстетическое восприятие детей, так как в спектаклях соединяются разные виды искусств. Просмотр спектаклей и особенно активное участие в них детей способствует развитию их речи — обогащает ее образными сравнениями, литературными оборотами, делает ее более эмоциональной и выразительной. Дети живо реагирует на содержание спектаклей, они разговаривают с куклами, дают им советы, делятся впечатлениями со своими товарищами и родителями. Все это способствует развитию навыков разговорной речи.
Почему именно сказки?
Тексты сказок просты, но их можно еще более упростить. Простота звукоподражания стимулирует малыша к повторению упрощенных слов, а позже — и слов, связанных со звукоподражаниями по смыслу. Таким образом, стимулируется развитие активной речи. Именно сказки помогут пробудить интерес к слову.
Сказка замечательна и тем, что в ней подробно излагается зримая и конкретная схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребенка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала пути к его завершению. Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной.
Одной из важнейших особенностей развития ребенка третьего года жизни является развитие речи. Он начинает понимать смысл высказываний. Речь теперь является для него регулятором поведения. Формирование активной речи ребенка предполагает овладение им лексико-грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи. Расширение словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы (имена существительные, действия (глаголы, признаки (имена прилагательные). При этом необходимо учитывать, что хотя в пассивной (понимаемой) речи ребенка существительных значительно больше, чем глаголов, в активной речи они реже употребляются, чем глаголы. В употреблении глаголов ребенок допускает аграмматизмы, которые считаются возрастными. Прилагательные появляются позже, чем другие части речи. С развитием речи начинает развиваться мышление. Это особенно важно, т. к. обобщенное значение приобретают слова, обозначающие цвет, форму, величину, барические качества (легкий, тяжелый, вкус, оценку действий (хороший, плохой, чистый, грязный, пустой, полный). В два с половиной года в речи ребенка начинают появляться предлоги (в, на, за, под). Ребенок начинает использовать падежные формы. Поэтому каждое занятие обязательно должно включать упражнение на развитие грамматической стороны речи.
Художественное слово, а в частности сказки формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие.
Таким образом, сказки способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, влияют на нравственное воспитание. У детей развиваются актёрские и художественные возможности, творческое воображение, логическая память, развивается детская активность, исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, умение общаться не только с взрослыми, но и друг с другом, то есть улучшается детская коммуникативность в целом.
Дошкольный возраст – период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Подчёркивая значимость эмоциональных факторов в развитии ребёнка, Л. С. Выготский писал, что «жизненный путь личности – это история её переживаний». Эмоциональный опыт современного ребёнка, т. е. опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую будущую жизнь.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребёнок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в её чудодейственный и завораживающий мир. Любая сказка, даже самая простая, несёт в себе определённый опыт поколений, мудрость предков, глубинный смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребёнку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала всё чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребёнка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации, коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развитие речи и т. д.
Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет добиться положительных результатов в области развития и воспитания малыша.
Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребёнку дошкольного возраста. Этот метод может также использоваться для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии, с детьми с нарушением слуха, зрения, интеллекта, речи, расстройствами аутистического спектра и т. д.
В качестве материала для терапии используются различные виды сказок :
- Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребёнку накапливать опыт об окружающих предметах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста).
- Народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и этических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному.
- Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребёнка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если ребёнок отдаёт предпочтение сказкам, где главным героем является зайка-трусишка, то можно предположить, что он достаточно застенчивый, спокойный и, возможно, боязливый.
Психологические сказки создают специфические условия для ребёнка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе и др.
Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет ещё одной группе сказок – медитативным сказкам, создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения возбуждения.
Хочу обратить ваше внимание на то, что постое прочтение сказки не несёт в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по её содержанию. Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребёнка. Содержание сказки и используемые методические приёмы по её анализу должны в полной мере решать поставленную задачу. Передача ребёнку знаний, правил поведения в процессе знакомства с содержанием сказки и анализом должно проходить в дружеской и искренней обстановке.
Сказка не только воспитывает в ребёнке моральные ценности, правильное мировоззрение, учит его позиционировать себя в окружающем мире, но и даёт массу положительных эмоций, что защищает его от стрессов и даёт возможность более рационально развиваться.
Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно направленного эмоционального детского опыта – доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству – обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.