Ирина Григорьева
«Использование приемов и занимательных упражнений при формировании у детей элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 101 «Щелкунчик»
Консультация для воспитателей
Обобщение из опыта работы на тему:
«Использование приемов и занимательных упражнений при формировании у детей элементарных математических представлений».
Подготовила: воспитатель 1 кв. категории
МАДОУ №101 Григорьева И. А.
г. Набережные Челны-2014г.
Публикация «„Использование приемов и занимательных упражнений при формировании у детей элементарных математических представлений“» размещена в разделах
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе, является их успешное обучение в начальной школе, которое зависит от уровня развития ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарно математическим представлениям максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимально доступным ему объемом знаний и стимулировать его интеллектуальное развитие.
Занятия, организованные в игровой форме способствуют тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, также такие занятия способствуют формированию у ребенка творческих способностей, которые необходимы для его гармоничного развития.
На занятия в гости к детям приходят различные персонажи, знакомые по литературным произведениям, мультфильмам: Красная Шапочка, Буратино, Незнайка и др. Они обращались к детям за помощью, попадая в затруднительное положение, или просили детей научить их тому, чего не знают.
Для того чтобы обеспечить активную работу детей на НОД широко использую игровые приёмы, игры, наглядные пособия. Учу детей отвечать на вопросы полным предложением, делать выводы. Стараюсь хвалить детей за правильные действия и ответы. Использую наглядность для активизации детей.
Обучение математики детей дошкольного возрастов немыслимо без использования занимательных упражнений. Занимательные упражнения я использую в качестве разминки :в начале или в конце занятия для повышения умственной активности детей. Такую работу провожу в течение дня: в утренние часы, на прогулке, вечером.
В своей работе я использую разные занимательные упражнения. Это задания на нахождение пропущенной цифры, фигуры, знаков и др. Даю задания такого характера. Продолжить цепочку, чередуя в определённой последовательности квадраты, большие и маленькие круги жёлтого и красного цвета. Затем задания усложняются. Предлагаю выполнить задания в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. Такие упражнения помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать умозаключения. Разнообразие занимательных упражнений используемых на непосредственной образовательной деятельности, и в свободное время помогает детям усвоить программный материал.
Очень важно учить детей перед школой ориентироваться в пространстве. Для этого использую такие упражнения как «Лабиринт», «Где что находится» (слева, справа в правом нижнем углу и т. д.). Для ориентировки на листе бумаги использую следующие упражнения : «Соедини цифры по порядку» - что получилось? «Нарисуй по клеточкам такой же узор», «Графический диктант» и др. Для закрепления знаний о геометрических фигурах использую заучивание стихов, упражнения «Составь узор из геометрических фигур», «Раздели фигуры на группы» и др.
Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме, с использованием приёмов и занимательных упражнений помогает детям легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции: выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал.
Хочу отметить, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и занимательных упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Рекомендации по применению опыта
Эффективная организация детской деятельности с целью прочного и глубокого усвоения дошкольниками программного материала по формированию элементарно-математическому познанию будет осуществлена при выполнении определенных требований :
1. Использование в практике работы занятий в игровой форме, разных приёмов и занимательных упражнений способствует прочному овладению знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы.
2. Большое значение при обучении детей математике через игру имеют дидактические игры математического содержания, проводимые вне учебной деятельности, с целью закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков, полученных на занятии.