Оксана Юрьевна Никитская
Консультация для специалистов и воспитателей коррекционных групп
▼ Скачать + Заказать документы
«Развивающие игры как средство развития сенсорных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Ускорение темпов общественных преобразований, стремительный научно-технический прогресс, определяют необходимость совершенствования и интенсификации различных сфер профессиональной жизни человека и, прежде всего, интенсификации процесса усвоения знаний детьми с задержкой психического развития.
Публикация «Консультация для специалистов и воспитателей коррекционных групп» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника – обследовательской, предметно–манипулятивной, познавательной.
Особое значение имеют накопление и обогащение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в дальнейшем познании многих сторон математической действительности. Если у ребенка отсутствуют образы представлений, то включается механическое запоминание, позволяющее удерживать в памяти те или иные понятия, но на не продолжительное время. А главное – механическое, формальное запоминание имеет ограниченные возможности применения знаний. Перенос их в аналогичные ситуации производится с трудом, а в нестандартной – становится вообще невозможным.
Дети дошкольного возраста с ЗПР не умеют планировать свои действия, контролировать их; не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного на другое, не завершив начатое.
С помощью игровых технологий дети овладевают содержанием первоначальных сенсорных представлений и понятий в соответствии с важнейшими категориями, составляющими математическую действительность и доступными для усвоения в дошкольном детстве (формировании представлений о цвете, величине, форме, пространстве и способах их познания). На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности. И то, и другое служит фундаментом дальнейшего образования детей.
Знания, данные в занимательной форме, в форме игры усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими “бездушными” упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Воспитать у детей с задержкой психического развития интерес к самому процессу познания сенсорных эталонов, потребность в преодолении трудностей, умению находить самостоятельный путь решения познавательных задач, а также не бояться ошибок. Научить ребенка учиться с интересом и удовольствием, верить в свои силы.
Ведущим методом в решении данной темы являются игровые. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. В основу игровых технологий были взяты развивающие игры Б. П. Никитина.
В коррекционной работе стараюсь использовать многообразные развивающие игры и упражнения, с их помощью уточняются и закрепляются представления о геометрических фигурах, об основных цветах и оттенках, временных и пространственных отношениях. Игры также способствуют развитию всех психических процессов, таких как: наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование яркого наглядного материала позволяет разнообразить игру, но и сделать ее привлекательнее для детей.
На занятиях развивающие игры Б. П. Никитина я ввожу один раз в неделю. В старшей группе происходит знакомство с играми и с правилами игры. Из разнообразия развивающих игр я остановила свой выбор на трех играх Б. П. Никитина:
1. «Сложи квадрат»
2. «Сложи квадрат»
3. «Уникуб»
Получая части квадрата и задание «Сложи квадрат», ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности. Дети понимают, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Дошкольник понимает, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений. Постепенное усложнение заданий позволяет ребенку продвигаться самостоятельно.
В игре «Сложи узор» хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимую для конструкторской деятельности. Усложнение узоров идет постепенно: сначала ребенок складывает узор из одноцветных граней, а затем из двухцветных. Для развития воображения дети сами придумывают название к узору.
В игре «Уникуб» Задания детям можно давать как с помощью рисунка, так и устно. Дети знакомятся с цветом, величиной, пространственным расположением, делают первые шаги в трехмерное пространство. Она учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.
С учетом особенностей психофизиологического развития детей с задержкой психического развития становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов.
Для детей с задержкой психического развития характерно снижение цветовой чувствительности. Обычно они правильно различают белый и черный цвет, насыщенные красный, синий. Но недостаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не воспринимают оттенки и цвета, соседние по спектру, путают их названия.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию сенсорных процессов дошкольники должны научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— давать полное описание объектов и явлений;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.