ирина солдатенко
Консультация для родителей «Звуки [Т], [Т’]. Буква «Т»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема № 10. Звуки [Т], [Т']; [Т] — [Т']. Буква Т
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка дифференцировать неречевые звуки по длительности.
2. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, нахо-дить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду.
3. Научить правильно произносить звуки [Т] и [Т'], дифференцировать их на слух и в произношении; познакомить ребенка с глухими согласными звуками.
4. Учить воспроизводить слоговой ряд из двух элементов с выделением голосом ударного слога.
Публикация «Консультация для родителей „Звуки [Т], [Т’], Буква „Т“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
5. Учить анализировать и сравнивать слова Том, Тим; закрепить правило правописания большой буквы в собственных именах.
6. Учить читать и списывать простые предложения по образцу (понятие о раздельном написании слов в предложении, точке в конце предложения, употреблении большой буквы в начале предложения).
Задание 1. Дидактическое упражнение «Длинный звук — коротки звук» (развитие слухового внимания).
Взрослый протяжно дудит на дудочке (длинный звук, а затем ударяет в барабан (короткий звук, объясняет ребенку разницу в звучании. Ребенок слушает и в дальнейшем определяет самостоятельно длительность звука, а также по заданию (например, «воспроизведи "короткий" звук») выбирает сам музыкальный инструмент.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Что пропущено?» (развитие слухового внимания).
Взрослый называет по порядку ряд цифр от 1 до 10 и при этом пропускает какую-либо цифру, например 5. Ребенок должен назвать упрощенный элемент автоматизированного речевого ряда (аналогично игр проводится на материале дней недели, месяцев и времен года).
Задание 3. Знакомство со звуком [Т].
Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке :
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля-цию звука [Т] :
— губки в свободном положении;
— зубки сближены, но не сомкнуты;
— кончик язычка стучит за верхними зубками;
— горлышко «молчит».
Символ звука : большой молоток стучит: ТТТТ. (см. цветную вклейку). Характеристика звука : согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, глухой (горлышко «молчит»). Обозначение: синий кружок.
Задание 4. Фонетическое упражнение.
Колеса поезда стучат: тук-тук-тук.
Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]» :
а, у, т, т, м, и. ; та, то, ма, му, ты. ; ам, ат, от, ум.
Задание 6. Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слогов, при этом ударный слог выделять голосом и более сильным хлопком в ладоши:
та-та; то-то;. ; та-ту; ту-ты.
Задание 7. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
та-ат, то-от. ; ту., ты-.
Задание 8. Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов, выделив голосом звук [Т] :
туфли, топор, трусики; самолет, самокат, парашют.
Задание 9. Выполнить задания (взрослый начинает слово, а ребенок заканчивает слово всегда одинаково) :
— договорить последний звук [Т] в словах : вин., бин., зон., кус., мос., лис., сала., жаке., паке. ;
— договорить последний слог ТА в словах: лопа., конфе., моне., пала., газе., воро., котле.
Задание 10. Взрослый предлагает ребенку назвать одним словом: автобус, самолет, самокат, метро, троллейбус, такси, трамвай (транспорт).
Определить место звука [Т] во всех этих словах, используя карточку и синий кружок. (Сколько звуков [Т] в слове «транспорт», где они стоят)
Задание 11. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках :
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (Тыква)
Кланяется, кланяется,
Придет домой — растянется. (Топор)
Задание 12. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Т].
Задание 13. Выучить чистоговорки:
Та-та-та — я везу кота.
Ту-ту-ту — помоги коту.
Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.
То-то-то — я иду в пальто.
Задание 14. Знакомство со звуком [Т'].
Символ звука : часы тикают: тьтьть. (см. цветную вклейку). Харак-теристика звука : согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
Задание 15. Фонетическое упражнение.
Часики тикают: тик-тик.
Задание 16. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, ее услышишь звук [Т']» :
ть, и, мь, ть, а, ть. ; тя, те, мя, ми; ать, оть, умь.
Задание 17. Договорить последний слог в словах:
ТЯ: Ви., Ка., Ми., Нас., Кос. ; ТИ: пус., мес., вез., пас.
Задание 18. Взрослый предлагает ребенку:
— назвать первый звук в словах : теплый, тигр, телефон. ;
— назвать последний звук в словах : петь, гулять, шить. (Продолжить ряды слов самостоятельно.)
Задание 19. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.
Огромная кошка,
Вся шубка в полосках. (Тигр)
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Сколько по ней не иди —
Будет бежать впереди. (Тень)
Задание 20. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть звук [Т'].
Задание 21. Выучить чистоговорки:
Тя-тя-тя — у меня дитя.
Ти-ти-ти — со мной не шути.
Те-те-те — чайник на плите.
Ать-ать-ать — я иду гулять.
Еть-еть-еть — я буду петь.
Ить-ить-ить — я хочу пить.
Задание 22. Дифференциация звуков [Т] — [Т'].
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т']» :
ть, ть, т, т, ть.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
та-тя, то-те, ту-тю. ; тю-ту, ти.
Повторить за взрослым слоговой ряд, голосом и сильным хлопком выделить ударный слог:
та-тя, то-тё.
Договорить последний звук в слове ([Т] — [Т']) :
самоле., парашю., гуля., писа.
Попросить ребенка загнуть пальчик, если он услышит звук [Т] в сло-вах :
тигр, туфли, телефон, трамвай, тело, туча.
Дидактическое упражнение «Договори словечко, назови первый звук в слове» :
Быть должны всегда в порядке
Твои школьные. (тетрадки).
Поэт закончил строчку,
В конце поставил. (точку).
Дидактическое упражнение «Подари подарки Тиму и Тому» (подо-брать слова со звуками [Т] и [Т']).
Вспомнить загадки, картинки на звуки [Т] и [Т'].
Выучить скороговорку:
Под деревом тетерев тетерева встретил:
«Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?»
Тетерев тетереву в ответ:
«Мои тетеревята — здоровые ребята,
Твоим тетеревятам от них привет!»
Задание 23. Упражнение для развития координации речи с движениями:
Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая!
С. Михалков
(Руки согнуты в локтях, ребенок имитирует езду на поезде.)
Задание 24. Знакомство с буквой Т.
Т трудилась целый день.
Забивала гвозди в пень.
О. Гофман
На что еще похожа буква Т?
Буква Т из пальцев : указательный палец правой руки поднят верти-кально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над ним.
Игры с буквой.
Задание 25. Анализ и сравнение слов Тим, Том (составление схем из кружков, чтение, составление из букв разрезной азбуки).
Составление коротких предложений с помощью взрослого из разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Взрослый показывает сюжетную картинку и задает вопрос: «Кто тут?» Ребенок читает:
Тут мама. Тут Том. Тут Тим. Тут Тома. Тут Тата.
Взрослый дает ребенку понятие о границах предложения, объясняет, что первое слово в предложении, как и имена людей, пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.