Светлана Оксузян
Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра –занимает весьма важное место в жизни ребенка. Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению, договариваться, уступать. Через игру ребенок готовится к жизни, принимая на себя взрослую жизнь.
Сюжетно-ролевая игра - это вид игры ребенка старшего дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для родителей „Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сам ребенок играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, для этого родители, педагоги должны помогать создать инициативу. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Детям в возрасте от 3-5 лет очень важно играть в ролевые игры : «в доктора», «в семью», «в магазин». В процессе игры развивается активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги, находить общение, учится дружелюбию.
Уделите игре с ребёнком немного времени. Это может быть любое удобное время для вас. Например, игра в «магазин» научит не только брать на себя роль продавца или покупателя, но и обучит математическим знаниям. Мне два яблоко, один арбуз и. т. д.
Игра в летчика, шофера, моряка и многие другие. Усложняйте правила игры, добавляйте несколько предметов и несколько действий.
С возрастом используйте более сложные сюжеты. У детей становится больше опыта, например, играя в больницу, у них уже ни один врач, который лечит, а принимают «специалисты». Есть пациент (ы, медсестры. Как правило, ребенок уже вносит в игру свои предложения.
Можно предложит ребенку поиграть в зоопарк. Возьмите книгу с животный мир или мягкие игрушки если есть. Предложите «Купить» билеты в кассе и проведите ребёнку экскурсию по зоопарку – расскажите, где и как живут птицы, животные, рыбы, чем они питаются. В ходе игры обратите внимание ребёнка на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними. Хотелось ли ему посетить настоящий зоопарк? Игра направлена на обогащение и уточнение представлений о предметах окружающего мира, и, как правило, дети для игры объединяются по двое-трое-четверо. С психологической стороны, такие совместные игры помогут проработать некоторые негативные моменты общения со сверстниками и закрепить с возрастом навыки лидерского поведения.
Дети объединяют несколько сюжетных игр в одну игру. Например, идет игра «в семью», тут же «в семье» может возникнуть ситуация – «ребенок заболел». Возникает следующий сюжет игры «Больница». А до «больницы» нужно «доехать», поэтому можно пригласить в игру «водителя скорой помощи». Или семья едет в гости. Развиваются сюжеты «путешествие», «гости», «хозяюшка». Активно развиваются ролевые диалоги.
Поиграйте с детьми, например, в игру «Кино». Можно заранее приобрести «проектор» или подобрать «домашний кинотеатр». Ведущий взрослый заранее подбирает эпизоды из сказок, в которых особенно резко проявляются черты характера. Перед играющими детьми ставится задача озвучить этого персонажа, ярко выражая эти черты, так, чтобы другие сразу распознали, кто это. Затем можно ввести воспроизведение сюжета в виде небольшой сценки.
Девочки любят играть в парикмахерскую. Мама может быть клиентом, которой надо сделать красивую прическу на свадьбу. Ребенок может расчесать, попробовать собрать прическу. Во время игры ведите диалог с ребенком. Можно предложить дочке сделать прическу кукле с длинными волосами. Расскажите ребёнку об обязанностях парикмахера и работника салона красоты – стрижке, бритье, укладке волос в причёску, маникюре. В конце игры пусть кукла остается очень довольной, она скажет «спасибо» и пообещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую.
К 5 годам дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала (черепашки-ниндзя, гонщики, почта, поликлиника, кинотеатр, поход в гости и другие сюжеты).
Кстати, выбор соответствующей роли стимулирует ребёнка определить своё место в коллективе. Одни дети выбирают роли самостоятельно, другие предпочитают, чтобы им дали роль, третьи отказываются играть. Понаблюдайте за своим ребёнком!