Зарвигорова Светлана
Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Каково же значение сенсорного воспитания?
Публикация «Консультация для родителей „Значение сенсорного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны:
- цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый,
- формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д.,
- величины (большой, маленький, самый маленький и т. д.,
- вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный,
- обоняния (запах гари, аромат духов и т. д.,
- времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь,
зима-лето,
- пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д. ,
- эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.).
Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.
Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире.
Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепку, аппликацию, конструирование.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.
В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
В старшем дошкольном возрасте при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.
В семье необходимо создать предметно-развивающую среду для ребенка. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов и направлены на развитие различных психических процессов.
- игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию (пирамидки,
матрешки, стаканчики и т. д.)
- игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука
(барабан, колокольчик, металлофон, трещотка и т. д., шумящие и
гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно.
- необходимо иметь несколько видов и размеров мозаики, шнуровки,
конструкторов,
- книги с изображением окружающих предметов, животных, наборы
картинок по темам и классификациям.
- можно использовать цветные пуговицы (разных размеров, мелкие
игрушки (из киндер сюрприза, горох, фасоль и все, что есть дома для
выкладывания рисунков и узоров.
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка.