Евгения Пономарёва
Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители слышали о развитии мелкой моторики рук у детей.
Зачем же нужно развивать мелкую моторику?
Физиолог И. П. Павлов писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
По исследованиям учёных, развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, мышление,
Публикация «Консультация для родителей „Значение развития мелкой моторики у младших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
память, воображение ребёнка. Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и готовности к школьному обучению.
Развитие ручной и пальцевой моторики имеет огромное значение в развитии устной, а в будущем и письменной речи ребёнка.
Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук,
как правило, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память,
внимание, связная речь. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче
ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, в общении со сверстниками и взрослыми.
Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать как можно раньше.
Совсем крошечному малышу можно массировать пальчики, оказывая воздействие на активные точки, активизируя мозг ребёнка.
Средства формирования тонких движений рук у младших дошкольников.
Пальчиковые упражнения, сопровождаемые чтением потешек и стишков.
Из стишков можно выстроить целый сюжет, например:
Тук, тук (стучим пальчиками по столу или по коленкам)
Тук, тук.
Что за странный перестук?
Это пальчики стучат,
Поиграть они хотят
С нами (хлопаем в ладоши)
Этот пальчик хочет спать (загибаем по очереди пальчики)
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул,
Встали пальчики. Ура! (выпрямляем все пальчики)
В детский сад идти пора.
В гости к пальчику большому (загибаем по очереди пальчики)
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный и последний
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья (загибаем и разгибаем все пальчики)
Друг без друга им нельзя.
Пальчики здороваются:
Большие (соединяем пальчики обеих рук,
Указательные,
Средние,
Безымянные,
Мизинчики.
Здравствуйте, пальчики!
Раз, два, три, четыре, пять, (разгибаем пальчики из кулачка по очереди)
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять (сгибаем в кулачок)
Мы играли, мы играли (шевелим всеми пальчиками)
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнём
И опять играть начнём.
Привлечение детей к выполнению действий по самообслуживанию.
Застёгивание и расстегивание пуговиц.
Застёгивание и застёгивание застёжек на обуви.
Шнурование и т. д.
Изобразительная деятельность и ручной труд.
Игровые упражнения с предметами.
Запускать пальцами мелкие волчки.
Катать пальцами камешки, бусинки.
Нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку.
Перебирать, собирать в щепотку крупы, переносить в другую ёмкость крупы,
приговаривая: «Пальчики собрались вместе, пальчики разбежались».
Завязывать узлы на толстой верёвке или шнуре.
Заводить механические игрушки.
Закрывать и открывать крышки, киндер-сюрпризы.
Играть с песком и водой.
Рисовать песком или манкой.
Рисовать в воздухе.
Делать массаж грецкими орехами.
Использовать игры с бельевыми прищепками.
В играх с прищепками малыш задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме.
Игра с прищепками «Разговор животных»
В упражнении дети до упора открывают и закрывают прищепки в сопровождении чтения стишков:
Двое маленьких галчат
Целый день в гнезде кричат.
Открывают рты галчата:
Потому что есть хотят.
Что за звуки у пруда?
-Ква-су, ква-су нам сюда!
-Ква-су,ква-су, просто-ква-ши!
Надоела нам вода!
Игра «Поможем маме».
Для игры необходимо оборудование: тазик с кукольной одеждой или одежда, вырезанная из бумаги, натянутая верёвка и прищепки. Ребёнок развешивает «бельё», сопровождая свои действия словами:
Нашей маме помогали,
Всю одежду постирали.
Надо всё теперь сушить
На прищепки зацепить.
Можно дополнять прищепками картонные формы, создавая различные образы (ёжик, солнышко, гусеница, стрекоза, бабочка, листья у растений и т. д.). С помощью таких игр у ребёнка развивается мышление, память, творческое воображение, расширяется и активизируется словарь. При помощи прищепок можно разыгрывать целые сценки и рассказывать сказки.
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственны фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребё нка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому развивать мелкую моторику рук.