Евгения Пономарёва
Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители слышали о развитии мелкой моторики рук у детей.
Зачем же нужно развивать мелкую моторику?
Физиолог И. П. Павлов писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
По исследованиям учёных, развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, мышление,
Темочки:
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
память, воображение ребёнка. Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и готовности к школьному обучению.
Развитие ручной и пальцевой моторики имеет огромное значение в развитии устной, а в будущем и письменной речи ребёнка.
Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук,
как правило, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память,
внимание, связная речь. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче
ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, в общении со сверстниками и взрослыми.
Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать как можно раньше.
Совсем крошечному малышу можно массировать пальчики, оказывая воздействие на активные точки, активизируя мозг ребёнка.
Средства формирования тонких движений рук у младших дошкольников.
Пальчиковые упражнения, сопровождаемые чтением потешек и стишков.
Из стишков можно выстроить целый сюжет, например:
Тук, тук (стучим пальчиками по столу или по коленкам)
Тук, тук.
Что за странный перестук?
Это пальчики стучат,
Поиграть они хотят
С нами (хлопаем в ладоши)
Этот пальчик хочет спать (загибаем по очереди пальчики)
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул,
Встали пальчики. Ура! (выпрямляем все пальчики)
В детский сад идти пора.
В гости к пальчику большому (загибаем по очереди пальчики)
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный и последний
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья (загибаем и разгибаем все пальчики)
Друг без друга им нельзя.
Пальчики здороваются:
Большие (соединяем пальчики обеих рук,
Указательные,
Средние,
Безымянные,
Мизинчики.
Здравствуйте, пальчики!
Раз, два, три, четыре, пять, (разгибаем пальчики из кулачка по очереди)
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять (сгибаем в кулачок)
Мы играли, мы играли (шевелим всеми пальчиками)
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнём
И опять играть начнём.
Привлечение детей к выполнению действий по самообслуживанию.
Застёгивание и расстегивание пуговиц.
Застёгивание и застёгивание застёжек на обуви.
Шнурование и т. д.
Изобразительная деятельность и ручной труд.
Игровые упражнения с предметами.
Запускать пальцами мелкие волчки.
Катать пальцами камешки, бусинки.
Нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку.
Перебирать, собирать в щепотку крупы, переносить в другую ёмкость крупы,
приговаривая: «Пальчики собрались вместе, пальчики разбежались».
Завязывать узлы на толстой верёвке или шнуре.
Заводить механические игрушки.
Закрывать и открывать крышки, киндер-сюрпризы.
Играть с песком и водой.
Рисовать песком или манкой.
Рисовать в воздухе.
Делать массаж грецкими орехами.
Использовать игры с бельевыми прищепками.
В играх с прищепками малыш задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме.
Игра с прищепками «Разговор животных»
В упражнении дети до упора открывают и закрывают прищепки в сопровождении чтения стишков:
Двое маленьких галчат
Целый день в гнезде кричат.
Открывают рты галчата:
Потому что есть хотят.
Что за звуки у пруда?
-Ква-су, ква-су нам сюда!
-Ква-су,ква-су, просто-ква-ши!
Надоела нам вода!
Игра «Поможем маме».
Для игры необходимо оборудование: тазик с кукольной одеждой или одежда, вырезанная из бумаги, натянутая верёвка и прищепки. Ребёнок развешивает «бельё», сопровождая свои действия словами:
Нашей маме помогали,
Всю одежду постирали.
Надо всё теперь сушить
На прищепки зацепить.
Можно дополнять прищепками картонные формы, создавая различные образы (ёжик, солнышко, гусеница, стрекоза, бабочка, листья у растений и т. д.). С помощью таких игр у ребёнка развивается мышление, память, творческое воображение, расширяется и активизируется словарь. При помощи прищепок можно разыгрывать целые сценки и рассказывать сказки.
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственны фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребё нка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому развивать мелкую моторику рук.