Алёна Сирина
Консультация для родителей «Занимаемся с ребёнком дома»
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с внеплановыми затянувшимися каникулами, родителям детей, которые занимались с логопедом, и сейчас нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за этот период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. Потому этот период нужно использовать для закрепления пройденного материала. Особенно это касается детей, которые в этом году идут в школу.
Публикация «Консультация для родителей „Занимаемся с ребёнком дома“» размещена в разделах
Не стоит забывать и о книгах. Читайте больше. Пусть ребёнок перескажет вам рассказ, подумает и скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.
Предложите ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
• Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
• Надувать воздушные шарики
• Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи
• Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять
• Дуть на детские флюгера.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
• Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки)
• Собирать, перебирать ягоды
• Помогать взрослому полоть грядки
• Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп)
• Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
• Вырезание
• Лепка из пластилина
• Собирать мозаики, конструкторы, пазлы
• Перебирать крупы
• Раскрашивать раскраски цветными карандашами
• Складывать простые игрушки из бумаги (оригами)
• Вышивать (крупным крестиком)
• Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие)
• Плести из бисера
• Лепить из пластилина, пластика, теста.
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)
• Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты)
• Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши)
• Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка
• Полоскать рот
• Жевать боковыми зубами
• Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные)
• Лизать эскимо, леденцы.
И НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРО АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ!
И в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию грамматического строя речи, связной речи.
• Скажи наоборот (высокий-низкий)
• Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
• Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик)
• Один – много (стул – стулья, много стульев; дом – много домов)
• Словообразование (напр. : стол из дерева – какой? – деревянный)
• Подбирать определения ( Какие бывают собаки: большие, служебные)
• Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза)
• Назвать слова с определённым слогом, звуком
• Составлять предложения с заданными словами
• «А если бы» ( помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка.»).
Играем, развивая фонематические процессы:
• Повтори за мной (слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т. д)
• Назови первый (последний) звук в слове
• Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ.
Просматривайте и повторяйте материал из домашних тетрадей (у кого они на руках).
Уважаемые родители!
Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, подбирать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из детского сада, на прогулках.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
1. «Колючие слова»
Игра обогащает словарный запас ребенка, активизирует его речь; формирует наглядно образное мышление, понятийное мышление Как играем: прочитайте строки стихотворения:. Мне говорили как-то, И вот забыл я все ж: Какое слово кактус, Какое слово еж? Ах, да! Ну-ну! Конечно! Колючие слова! И гвоздь, пила, иголка — Колючие слова! Спросите у ребенка: а какие колючие слова ты знаешь? (Комар, укол.) А какие круглые слова ты знаешь? (Шар, мяч, часы, луна.) Ну а какие холодные слова ты знаешь? (Мороз, снег, лед, Дед Мороз.) Покажите «колючие слова» (растопырив пальцы, круглые (сомкнуть большие и указательные пальцы обеих рук, получится круг, «холодные» слова (обнять себя руками). Можно придумать «теплые» слова (батарея, чай, солнце, «ласковые» слова, «летние» и многие другие.
2. «Музыкальные слова»
Игра учит делить слова на слоги, развивает чувство ритма Как играем: в дождливую погоду, чтобы поднять настроение и себе, и ребенку, пойте знакомые песенки, прохлопывайте слова по слогам, сохраняйте ритм песенки. Выбирайте ритмически несложные мелодии, например: «Вот оно какое, наше лето.», «Хорошо бродить по свету с карамелькой за щекой.». Вы хотите устроить домочадцам концерт народного творчества? Пропойте песню, прохлопывая ритм слов ложками. На каждый слог слова — хлопок ложки об ложку. А может, ударять ложкой по стакану, бутылке? Решать вам. Все будут рады принять участие в концерте. Здесь ошибиться нельзя, сразу послышится сбой в песне. Попробуйте, удачи вам!
3. «Грамотная страна»
Игра учит правильно употреблять в речи существительные единственного и
множественного числа в именительном и родительном падежах
Необходимый инвентарь: книга «Мама и детки» или картинки с изображением
животных и их детенышей.
1 Вариант
Как играем: покажите ребенку картинку: это кто? Слон (слониха). А как зовут егодетеныша? Слоненок. Собака — щенок. Воробей — воробышек. Олень — олененок. А как
зовут детенышей овцы, коровы? И т. д.
2 Вариант
Покажите ребенку другие картинки: «Как их называют?» — Слоненок. А много? —Слонята. Теленок — телята, верблюжонок — верблюжата и т. д.
Закрепляем: поиграйте в игру «Кого не стало?». Положите на стол картинки с
изображением, например, козлят и козленка. «Кто это?» — Козлята, козленок. Ребенок
закрывает глаза, а вы убираете одну картинку. «Кого не стало?» — Козлят и т. д. Играйте в такую игру в зоопарке, у бабушки в деревне: там много животных, птиц.
4. «Что, где, когда».
Развивать речь; помочь усвоению грамматических форм слов. Как играем: бросая мяч ребенку, задать вопросы: - Где растут ветки? (На дереве.) - Где растут деревья? (В лесу.) - Где растут листья? (На ветке.) - Где живут рыбы? (В реке.).
5. «Волшебный сундучок».
Развивать внимание, память, навык классифицирования предметов, помочь освоению правильного употребления родовых местоимений. Как играем: положить в картонную коробку несколько разных предметов. Педагог говорит: «Я нашла волшебный сундучок! Давай посмотрим, что же там лежит». Доставая предметы по одному, дать им краткую характеристику: «Смотри - это мяч, какой он круглый, красный! А вот - машина, она с кузовом и колесами. Да здесь еще и лото есть. Какое оно разноцветное, с разными картинками! И еще - ложка, большая папина ложка». Сложить все предметы в коробку и предложить ребенку угадать по описанию предмет. «Она с кузовом и с колесами; оно разноцветное и с картинками и т. п.», выделяя интонацией местоимения «он, она, оно». После того как все предметы вновь будут выложены, предложить ребенку забрать игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и ложку, обратить на это его внимание.
6. «Полезные «прятки».
Развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в. Как играть: предложить ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумать короткий рассказ, в котором ребенок будет выполнять то, о чем будет говориться в рассказе. Например: «Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал-думал (имя) и решил спрятаться под стол. Смотрит мама - нет ее мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела - нет его там. А может быть, под стулом? И там нет. А-а, вот он где - под столом!» Далее педагог рассказывает о том, как мальчик спрятался в шкаф или притаился за занавеской. И т. д.
Желаю вам успехов и здоровья, с уважение учитель-логопед: Сирина Алёна Сергеевна!